Современную западную модель семьи социологи называют
«экспериментальной лабораторией». В Европе и Штатах супружеские
отношения все чаще оттесняют на задний план родительские и родственные,
штамп в паспорте перестает быть непреложным атрибутом замужества, а
«гостевые» браки — уже едва ли не привычное дело. Снять мерки с этой
модели пробуют сейчас и на Западе, и на Востоке, и в мусульманском мире,
и в православном. Но по плечу ли она окажется? Это одинаково тревожит
как наших ученых, так и... турецких. Недавно эксперты обменялись в
Минске статистикой и мнениями. Что из этого получилось — судите сами.
Стандарт на материнство
У
них
В больших турецких семьях, включающих дедушек–бабушек
и многочисленную родню, многие вопросы традиционно решались сообща. Но
после 1930–х годов почти 60 процентов населения переехало в город.
Женщины массово пошли на работу, были пересмотрены и традиционные
гендерные роли. Если раньше было принято иметь по пятеро–шестеро, а то и
больше детишек, то сегодня пары все чаще ограничиваются двумя–тремя. В
последнее время, по словам директора общественной организации «Диалог
Евразия», турецкого социолога Ихсана Дилекчи, элита считает правильным
навязывать всем европейский образ жизни. Мол, многодетные матери
провинциальны и безграмотны, а если у вас один ребенок или двое, значит,
вы — умная, прогрессивная, городская. При этом уровень разводов
невысок. «Заметьте, 95 процентов наших соотечественников женились лишь
один раз, 4 процента — дважды и лишь 0,3 процента — трижды или больше, —
замечает супруга Ихсана Дилекчи Румейсе, магистрантка кафедры
социологии БГУ. — И до сих пор сохранился институт сватовства».
У
нас
Во многом Беларусь прошла тот же путь: массовая
миграция молодежи из деревни пришлась на 1950 — 1960–е годы, мода на
«малодетность» началась в конце 1980–х. А в смутные 1990–е решиться даже
на второго малыша было подвигом. Рождаемость поднялась лишь в 2004
году. Что радует демографов, свой «вклад» в нее внесли вторые и третьи
дети, которые появлялись в семьях, ранее и не мечтавших о прибавлении. В
результате всего за год суммарный коэффициент рождаемости увеличился с
1,287 до 1,373. А вот разводы, наоборот, — наш бич. По их количеству
Беларусь — одна из мировых лидеров. На 1.000 браков приходится примерно
450 разводов. Каждая пятая пара разводится, не прожив вместе и 10 лет,
каждый второй супруг, несущий в суд заявление, — младше 35 лет.
Все в семью
У них
Чем
крепка турецкая семья, так это традициями. Семейный бизнес — вообще
элемент фамильной гордости. Во–первых, «у руля» находится, как правило,
отец семейства. Во–вторых, предприятие продают посторонним лишь в
исключительных случаях. В–третьих, традиции ведения семейного бизнеса
передаются из поколения в поколение, чуть ли не с пеленок. И наконец,
владельцы очень пекутся о доброй репутации, особенно если в названии
марки присутствует фамилия рода. Интересно, что одна из действующих
поныне «родовых» турецких фирм появилась еще в 1870 году. А три входят в
сотню ведущих по объемам прибыли семейных компаний мира.
—
Как–то читала воспоминания нашего соотечественника, который долгое время
провел в Турции, — приводит пример Елена Васильева, кандидат
экономических наук, доцент, заместитель декана экономического факультета
БГУ. — В каком бы городе он ни находился, в ответ на просьбу подсказать
хорошее место для покупок, неизменно слышал от местных жителей:
«Пойдемте к моим родственникам, они продадут вам наилучший товар». 90
процентов от общего числа предприятий в Турции — семейные! Показатель
даже выше, чем в Евросоюзе, где к фамильному бизнесу относят 70 — 80
процентов предприятий.
У нас
Доля семейных
предприятий в Беларуси — не более 35 процентов.
Общее и частное
У нас
Да,
к семейным ценностям относятся с уважением. Однако в целом на словах,
гипотетически. А если брать в частности, то белоруски, по данным
социологов, гораздо реже, чем их мужья, удовлетворены своим браком, чаще
задумываются о разводе. Им не хватает уважения и признания со стороны
супругов, помощи по хозяйству и в воспитании детей. Увеличивается число
неполных семей, а также так называемых гражданских браков. И это вполне в
духе западной модели семьи.
— По данным нашего исследования,
проведенного в 2008 году по инициативе ЮНИСЕФ, отношение белорусов к
незарегистрированным бракам довольно либеральное, — констатирует
Светлана Бурова, кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии
БГУ. — Около 70 процентов замужних женщин и женатых мужчин, родителей
школьников, воспринимают их терпимо.
У них
А
вот в Турции 69 процентов людей зрелого возраста, напротив, обеспокоены
таким явлением, как гражданский брак, не говоря уже о рождении
внебрачных детей. Вообще, традиционная мусульманская семья до сих пор
отличается патриархальным укладом. Младшие подчиняются старшим, жена —
мужу. Заниматься домом — и сегодня удел турчанки. По данным соцопросов,
накрывают и убирают со стола в 2,4 процента случаев хозяева, в 74 —
хозяйки, в 22 — другие члены семьи, а в 0,2 — домработницы. И
большинство, похоже, это устраивает. Во всяком случае, 65 процентов
респондентов назвали свои семьи счастливыми, а 12 — очень счастливыми.
По–прежнему строги моральные принципы. Нам, к примеру, сложно
представить, но 93 процента женщин и 75 процентов мужчин в Турции совсем
не употребляют алкогольных напитков.
...И все же социологи
единодушны: и у нас, и у них традиционный уклад уже подвергся
существенной трансформации. Некогда крепкая платформа пошатнулась.
Назвать это «кризисом семьи» или «закономерностью развития» довольно
сложно. Семья — институция подвижная, ее модель трансформируется
адекватно экономическому состоянию общества. Для каждого времени и места
существует своя «норма». И единственный универсальный ее критерий — это
счастье членов ячейки. Иными словами, та семья хороша, в которой жить
хорошо.