
Николаю Предко — 84. На пятой скорости он влетает в 
кабинет и сразу 
же просит у меня паспорт. Вот те раз! Старая чекистская привычка? Ничего
 не поделаешь — достаю. Николай Владимирович открывает страницу с личным
 номером, внимательно смотрит, закрывает глаза и тут же мой длиннющий 
номер воспроизводит. Без ошибки. «Все болит, из поликлиник и больниц не 
вылезаю, а зрительная память осталась», — говорит с 
удовлетворением.
Фронтовые
 дороги, ранения, награды. И полжизни за рулем — да не просто так, а в 
компании влиятельных людей прошедшей эпохи. В судьбе этого уникального 
человека, ветерана органов госбезопасности, успевшего за свою долгую 
жизнь побывать наводчиком, разведчиком и vip–шофером, дорога времени 
отражается ясно и отчетливо. Годы–километры на счетчике лет вместе с ним
 мы решили отмотать назад. Вот первая 
остановка...
Наводчик
1944
 год, бои на западном направлении. Местность — открытая, как письменный 
стол, неподалеку — лес. НП — наблюдательный пункт, в котором готовится к
 бою сержант Предко, расположен в 300 метрах от опушки. Гитлеровцы идут в
 атаку.
На фронт уроженец Червенского района
 Николай Предко 
попал недавно. Назначили паренька минометчиком–наводчиком. Оружие освоил
 быстро, и уже скоро командиры заметили — у этого солдата 
глаз–алмаз.

— Наш с Якубовым миномет всегда использовали 
для пристрелки. Точный 
прицел, точный угломер, точное попадание — этим мы отличались от других.
 Это сейчас есть приборы, которые могут определить расстояние до цели, а
 тогда все делали на глаз. У меня с этим проблем не было, поэтому и 
перевели на НП... Когда началась та атака, я дал команду телефонисту: 
прицел такой–то, угломер такой–то. Огонь! Отвечают: не успели подвезти 
мины. Что делать? Получаю приказ: отступать. Значит, надо сворачивать 
телефонный кабель, переходить на новое место, снова разворачиваться... 
Нет на это времени! Приказ я не выполнил. Решение пришло мгновенно: нет 
своих — нужно использовать немецкие мины. Их нашли неподалеку в разбитых
 грузовиках. В том бою я был и наводчиком, и заряжающим, и пока сражение
 длилось, утратил ощущение времени и реальности происходящего. Помню 
только — гора трупов на каждом квадратном метре. Атаку мы в итоге 
отбили. За этот бой мне вручили медаль «За 
отвагу».
Разведчик
1945–й.
 Территория Германии. Двое в форме вермахта осторожно перебираются через
 линию фронта. Это Предко и его напарник Юрченко. Задача бойцов: собрать
 информацию о сосредоточении техники противника на указанном 
участке.
В
 разведку Николай Владимирович попал потому, что хорошо знал немецкий 
язык. Выучил в окопах, по справочникам. А еще он запоминал все с ходу, 
моментально, что ценилось превыше 
всего.

Но в тот свой выход разведчикам не повезло: 
практически сразу 
наткнулись на гитлеровцев.
— Они были метрах в 25 от нас, и 
другого варианта, как принять бой, не оставалось, — говорит ветеран. — 
Завязалась перестрелка. Пуля попала в зажигалку, которая лежала в 
кармане, и рикошетом — в живот. Юрченко тоже ранило — в плечо. Не знаю, 
как он вытащил меня к своим. А потом врачи поставили диагноз — слепое 
пулевое ранение живота с повреждением тонкого кишечника и мочевого 
пузыря. С такими ранами, объясняли мне, выживает один из тысячи. А я 
взял и 
выжил.
Шофер
1956–й,
 гомельская 
трасса. Темень, фары бьют вперед, глаза слипаются от усталости. Движемся
 дальше по дороге времени: теперь Николай Предко — водитель в Комитете 
государственной безопасности. По правую руку от него, на пассажирском 
сиденье, председатель КГБ при Совете Министров БССР Александр 
Перепелицын. Председателя нужно доставить к месту назначения в целости и
 сохранности. Не каждому доверят такую 
работу...

Почему доверили ему, Николай Владимирович сказать не 
берется. 
Скромничает. Да, окончил автошколу. Да, за рулем чувствовал себя как 
рыба в воде. А удостоверение шофера первого класса получил из рук 
строжайшей начальницы экзаменационной комиссии городской 
Госавтоинспекции Фариды Дорофеевой, которая, если машина у кандидата в 
vip–шоферы дергалась, гнала водителя метлой учиться дальше. Сыграли свою
 роль, видимо, и фронтовая биография, и послевоенная служба — Предко 
участвовал в борьбе с бандитизмом. В общем, личное дело начальство 
устроило, и Николай Владимирович необходимые допуски получил. Первым его
 высокопоставленным пассажиром стал А.Перепелицын.
— 
Александр
 Иванович был человеком очень интеллигентным. И в то же время — 
пунктуальным. Если сказал, что в 11.15 нужно быть у здания КГБ на 
Комсомольской, значит, тому и быть. Попросил подать машину в ЦК на 
полшестого, я уже там. И попробуй опоздать хотя бы на минуту! Но я и не 
опаздывал.

Перепелицын жил недалеко от КГБ, на службу ходил пешком.
 Поэтому за 
шефом Николай Предко не заезжал. Его рабочий день начинался в гараже. 
Там водитель проверял, как механики подготовили машину к выезду, нет ли в
 салоне пыли. За рулем — только в костюме, при галстуке. Медкомиссии не 
было — в трубку дышать не заставляли. Но и мыслей выпить на службе у 
Николая Владимировича не возникало никогда. Хотя, конечно, предлагали. В
 1973–м, после нервной работы по обслуживанию переговоров Брежнева и 
французского президента Жоржа Помпиду, пригубить разрешили «сверху». 
Предко отказался.
Ездил ветеран на «Чайках», 
«Победах», 
«Волгах». К внутреннему убранству служебных авто все его пассажиры 
относились сдержанно, изысков не требовали. Машины предпочитали белого 
цвета, в том числе и по соображению безопасности, чтобы в темное время 
суток свести вероятность аварии к минимуму. Номера с нулями не 
заказывали. Хотя каждый милиционер и сотрудник ГАИ знал: едет главный 
чекист республики.
Сиреной, которой также 
был оборудован 
автомобиль, Предко воспользовался в своей жизни только раз. Было это в 
Вильнюсе — из–за аварии на дороге возникла пробка, и выхода другого не 
было.
— Председатели КГБ мне доверяли. Вот, к
 примеру, Василий
 Иванович Петров, сменивший отозванного в Москву на повышение 
Перепелицына, как–то попросил: «Съезди ко мне домой, возьми кошелек на 
тумбочке и привези». Я отвечаю: «Василий Иванович, не могу! Мало ли что,
 потом будете на меня смотреть косо». А он настаивает: «Коля, бери ключ и
 иди. Ты человек свой». Пришлось ехать...
Но
 иногда поручения 
начальства Николай Владимирович все равно игнорировал. Как–то 
Перепелицын вызвал к себе: «Сейчас 10.00. К 12.00 должны быть в 
Могилеве». Расстояние неблизкое, больше 200 километров. Предко ответил: 
«Хорошо, товарищ генерал, постараемся успеть». Но уже по дороге понял: 
шансов, если не рисковать, не гнать сломя голову, нет. А для водителей в
 то время одним из главных руководящих документов был приказ № 193: 
шофер во время движения не подчиняется указаниям начальства, а выбирает 
скорость в зависимости от климатической обстановки, состояния дороги и 
т.д. Приказывай не приказывай — главный в салоне тот, кто за рулем. 
Генерал настаивать не стал — приказ есть 
приказ.
И еще похожий
 эпизод — несколькими годами позже, когда Предко возил заместителя 
председателя КГБ Валентина Буевича. Было так: перед Новым годом приехали
 по каким–то делам в Аксаковщину. Там задержались. По дороге в Минск 
прихватили с собой двух работников ЦК. Погода — нелетная: снег, 
видимость нулевая, щетки не очищают лобовое стекло даже на больших 
оборотах. Дорога идет на подъем, впереди еле тащится грузовая машина. 
Предко — за ней, на обгон не идет. Слишком рискованно. Один из 
работников ЦК, любивший, видимо, кататься с ветерком, проявил 
недовольство: «Ползем как черепахи. Если бы за рулем сидел мой водитель,
 уже давным–давно были бы в столице». Николай Владимирович не сдержался:
 «Хотите — вызывайте вертолет, в машине телефон есть. А иначе будем на 
Московском кладбище». Пассажиры притихли.
А 
потом разбился 
Машеров, и к осторожности, профессионализму водителей высокопоставленных
 государственных чиновников стали относиться с еще большим 
вниманием...
За
 время службы Николая Владимировича много раз отмечали наградами. Одна 
из самых памятных для него — «благодарность за 
исключительно–добросовестное исполнение служебного долга по обеспечению 
Олимпийских игр 1980 года», подписанная Андроповым. Запомнились нашему 
герою и слова французского ученого, которого от здания Академии наук он 
примчал в аэропорт без единого торможения: «Вы — водитель 
экстра–класса».
Вице–президента НАН 
Степаненко и других 
академиков Николай Владимирович возил после того, как уволился из 
КГБ.
—
 Замечательные, умные люди, но — забывчивые, — улыбается ветеран. — 
Дадут указание встретить делегацию, а потом сразу же об этом забывают. 
Поэтому с учеными я работал только по запискам. Поезд приходит из Москвы
 во столько–то? Будьте добры, напишите на бумажке. Я — 
исполню.
***
...Вот
 и все: дорога подошла к концу, мы вернулись в 2010–й. Николай 
Владимирович теперь ездит на трамвае. Жизнью доволен: благодарен 
руководству комитета, ветеранской организации, 
врачам.
— 
Людей, которых я возил, в то непростое время кто–то боялся, кто–то, 
может, и не любил. Но я был шофером, а они — пассажирами, и мне надо 
было просто смотреть в оба, чтобы их не подвести. Наверное, у меня 
получалось неплохо.
Сообщает нам 
СМИ Портала Беларусь Сегодня: 
SB.BY