Когда я был маленьким, и велосипед у меня был мне под стать, маленький,
трехколесный, синего цвета... ЛИЧНОЕ c Владимиром СТЕПАНОМ
Когда я был маленьким, и велосипед у меня был мне под стать,
маленький, трехколесный, синего цвета. Потом мой трехколесный друг,
товарищ и брат, изменился, у него открутили колесо — и он стал
двухколесным. Я научился рулить и ездить не только по коридору, двору,
но и на улицу начал выбираться. Не будет преувеличением, если скажу, что
велик, «лайбу» свою, я любил и берег. Ведь двухколесный друг был самым
ценным движимым и недвижимым (это когда он стоял в коридоре или на
балконе) моим личным имуществом.
Дальше — больше. Я завидовал
тем мальчишкам и мужчинам, у которых велики были настоящие. Взрослые,
черные, с никелированными щитками и рулем блестящим, с багажником и
зеркалом, а если еще фара имелась, а если она горела ярко летним
вечером, то... Понятно?! Велосипед стал навязчивой мечтой. Он снился мне
чуть ли не каждую ночь, и я изводил родителей просьбами и давал
всяческие клятвы, чтобы только мою мечту услышали и исполнили. Я уже
научился к тому времени ездить на взрослом велике «под раму», а потом и
«на раму», хотя ноги едва до педалей дотягивались. Отец ведь тоже не
сразу родился большим. Он тоже вначале пацаном был. Мечту мою понял,
настоял, и велик мне купили. Эх, этот момент детства — один из самых
ярких в жизни. Новый велосипед пах вкуснее, чем земляничное варенье. Я
даже ночью проснулся и сходил в коридор посмотреть, погладить и
потрогать своего нового друга. Как я дождался утра, чтобы на улицу
велосипед выкатить, так и не помню. Наверное, раньше родителей поднялся.
Так мне теперь вспоминается...
Все, что далеким и
недостижимым казалось, с велосипедом сразу близким сделалось. И даже
торфяные карьеры, до которых полдня пешком топать, стали всего в часе
езды. Привязывали к раме удочки бамбуковые и в предрассветных сумерках,
когда только воробьи на огромных тополях чирикать начинали, мы с другом,
скрипя педалями, мчались в будущее, чтобы вернуться вечером с
карасиками в дерматиновых сумках.
У кого из мальчишек не было
велосипеда, так мы того и за человека не считали. Наверное, как в
старину лошадей холили, лелеяли и дорогой сбруей украшали, так и мы со
своими «лайбами» обходились. На рамы клеили переводные картинки,
разбирали и смазывали, спицы подтягивали, рули синей изоляционной лентой
обматывали, багажники и седло бахромой украшали. Множество всяческих
придумок по улучшению как внешнего вида, так и ходовых качеств
велосипеда существовало.
К чему я все это вспомнил? Поясню.
Сидел как–то пару дней назад в детском парке, рядом с новой велосипедной
дорожкой, и не ворон, а велосипедистов на фирменных великах считал. Так
вот. За час проехало больше сотни. Хотя день будничный и погода такая,
что вот–вот дождик начнется. Меня обрадовало такое количество
велосипедистов. Ведь те, кто на велосипедах ездит, пива за рулем не
пьют, не курят. Едут и красотами городскими любуются. И молодежи много, и
детей с родителями. Даже бабушки с дедушками на велосипеды сели и
педали крутят вместе с внуками. Экологично, красиво, спортивно...
А
вот по городу, по улицам и проспектам на велосипеде пока не очень
комфортно кататься. Не любят автолюбители велосипедистов. Да и дороги не
приспособлены для езды на двухколесной технике.
Вот мое
наблюдение из Европы. Огромные фуры пропускают автобусы и грузовики.
Автобусы пропускают легковые машины. Те уступают дорогу мотоциклам и
скутерам. А те, в свою очередь, пропускают велосипедистов, велосипедисты
— пешеходов. Достаточно шаг на дорогу сделать, как поток техники
замирает. Всем на улице места хватает.
А когда это у нас такое
будет, спросил я у себя. Подумал немного и ответил. Когда мужчины в
черных машинах с затемненными стеклами вспомнят вдруг, что и у них в
детстве велики были, что и они педали самозабвенно крутили. Вспомнят,
как в коричневой кобуре под рамой с переводными картинками гремели ключи
и отвертки... Тогда и появятся дорожки на всех улицах.
Ведь
Минск — город просторный, на всех места хватит.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY