Несколько лет назад в Минске впервые заговорили о целесообразности
создания на трассе Москва — Брест так называемого «коридора
безопасности». То есть дороги, передвигаясь по которой, грузовой
автотранспорт (в первую очередь) благодаря специальным навигационным
приспособлениям и спутниковой системе наблюдения будет защищен от
всевозможных криминальных посягательств. Ведь для грузоперевозчиков
безопасность в транзитной стране, какой является Беларусь, очень важна.
Порой это решающий фактор при выборе ими маршрута движения. Как
реализуется этот актуальный проект, корреспондент «СБ» поинтересовался у
начальника департамента охраны МВД Сергея Буйновского.
— В
2007 году мы лишь начали изучать, как функционируют системы навигации,
спутниковая связь, диспетчерский центр, а сегодня «коридор
безопасности», по сути, уже создан. Забегая вперед, скажу, что в
перспективе мы собираемся разработать подобный коридор с Украиной по
маршруту Одесса — Гомель — Санкт–Петербург. В самое ближайшее время
планируются переговоры на эту тему с коллегами в Киеве.
Что
касается трассы М1/Е30, здесь диспетчерские центры уже есть: в Москве и
Минске (Сергей Александрович показывает, как функционирует белорусский
центр, находящийся в дежурной части департамента охраны: на большом
мониторе видны желтые точки — автомобили охраны, оборудованные приборами
навигации). На пульт информация о местонахождении транспортных средств
поступает со спутника через каналы GSM–связи (GPRS), а на спутник — с
навигационного оборудования (черного чемоданчика, нашпигованного
специальной техникой), установленного в автомобиле. В случае экстренной
ситуации точки меняют цвет с желтого на красный — срабатывает «тревожная
кнопка».
Если в прошлом году приемники–передатчики были
установлены на трехстах патрульных машинах, то на данный момент ими
оборудованы уже практически все наши наряды — это около 600 авто.
Управлять автомобилями охраны стало намного легче, хотя трасса проходит
вне зоны дислокации наших подразделений и порой расстояние до нее
колеблется в пределах 3 — 30 км. Теперь у нас есть возможность на
мониторе видеть расположение всех патрулей и дежурный может в
критический момент отправить к месту происшествия тот наряд, который
ближе.
С технической точки зрения «коридор безопасности»
работает хорошо. На совместных белорусско–российских учениях была
смоделирована ситуация возможного нападения преступников на
автотранспорт российского перевозчика с дорогостоящим грузом на
территории Беларуси. По оценке руководителей министерств внутренних дел
России и Беларуси, все службы действовали отлично.
— Сергей
Александрович, технически «коридор безопасности» готов к эксплуатации, а
на практике сегодня по трассе Москва — Брест ездят грузовики,
оборудованные системами спутникового слежения?
— К сожалению,
пока еще ни один грузовой автомобиль не был зафиксирован на мониторе в
нашем диспетчерском центре. Сейчас как раз прорабатываются все
юридические нюансы между правоохранительными органами Беларуси и России,
а также грузоперевозчиками. Юристы двух стран выбирают наиболее
оптимальный вариант договоренностей, которые определят права и
обязанности сторон, а также урегулируют финансовые вопросы. Уточняются и
размеры оплаты.
Принимая во внимание значимость услуги для
грузоперевозчиков, не исключено, что на территории Беларуси она будет
бесплатной. То есть владелец машины оплатит только стоимость
оборудования и его установку, а также выезд наряда реагирования, если
таковой случится. Навигационный терминал с монтажом обойдется
автовладельцу в сумму около 1,5 миллиона рублей.
Пожалуй,
зная, что белорусские дороги по сравнению, скажем, с российскими таят
значительно меньше опасностей, наши автоперевозчики и не спешат с
установкой навигационного оборудования в своих большегрузных машинах. А
это ведь дело абсолютно добровольное, тут все зависит исключительно от
желания автовладельца обезопасить себя, транспорт и водителя.