С 1 июля начнет действовать Таможенный союз Беларуси, России и
Казахстана с единой таможенной территорией, тарифом. Появится и судебный
орган по разрешению споров. Каким образом будет работать новая
международная судебная инстанция, корреспондент «СБ» поинтересовалась у
заместителя начальника управления правового обеспечения внешних связей
Министерства юстиции Ярослава Будника.
— Прежде всего
отмечу, что сейчас наиболее яркий интеграционный проект на
постсоветском пространстве — Евразийское экономическое сообщество. Еще в
октябре 2007 года главы государств наделили Суд ЕврАзЭС полномочиями по
разрешению споров в создаваемом Таможенном союзе. Однако для воплощения
этого решения еще требуется внести некоторые существенные поправки в
юридические международные документы. Страны очень осторожно, с учетом
важности вопроса, относятся к разработке подобных проектов. Ключевым
является вопрос о компетенции суда. Напомню, что сегодня функции Суда
ЕврАзЭС временно выполняет Экономический суд СНГ. И после расширения
компетенции судебного органа ЕврАзЭС Экономический суд СНГ станет
де–факто единым международным судом на постсоветском пространстве.
—
Что изменится в его работе с 1 июля?
— Планируется, что суд
будет разрешать споры о правомерности актов, принятых в Таможенном
союзе, толковать международные договоры, которые составляют
договорно–правовую базу союза, рассматривать споры между Комиссией
Таможенного союза и государствами, входящими в его состав, решать прочие
задачи. При этом не предполагается, что он будет принимать заявления
хозяйствующих субъектов. Специально для этих целей создан Экспертный
совет.
— Справится ли Экономический суд с новыми
обязанностями?
— Уверен, да. Об этом свидетельствует его
многолетний опыт работы. Правда, понадобится некоторая модернизация.
Во–первых, необходимо расширять его компетенцию как в отношении
категорий подсудных ему споров, так и в отношении субъектов,
уполномоченных обращаться в суд. Во–вторых, решения Экономического суда
должны стать обязательными, а не быть рекомендательными. В–третьих,
государствам — участникам СНГ хорошо бы проявлять больше активности.
Сейчас по разным причинам среди судей представлено лишь 5 государств
(Беларусь, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан). Кроме того, суду
пора заработать на постоянной основе. Ну и, в–четвертых, пришло время
развивать систему третейского разрешения споров.
Чтобы эти и
другие аспекты совершенствования деятельности Экономического суда СНГ
воплотились в жизнь, необходимо подписать соответствующий международный
договор. Наша сторона предпринимает все возможные усилия, чтобы в
ближайшее время он был заключен и Экономический суд СНГ вышел на
качественно новый уровень развития.