Студент БГУ Алексей Гладкий новым вещам предпочитает обкатанные,
проверенные временем и обстоятельствами. Особенно если назначение этих
вещей — максимально облегчить жизнь человека, ограниченного в своих
возможностях. Алексей — «колясочник». Но жизнь его полна и насыщенна. Он
учится на историческом факультете, любит бывать в театре, на выставках,
с удовольствием ездит на студенческие вечеринки... Несколько месяцев
назад по линии социальной защиты Алексею абсолютно бесплатно выделили
новенькую коляску активного типа «Гепард». Не коляска — мечта! Легкая,
удобная, маневренная, приспособленная для передвижения на улице без
посторонней помощи.
Но на встречу Алексей приехал в старенькой
бэушной, которую семья в качестве «гуманитарки» из Великобритании
получила... 11 лет назад. Новенький «Гепард» не выдержал конкуренции и
сейчас только занимает место в квартире. В этой истории, как в капле
воды, отражается целая проблема.
Тяжелый ход
—
А ведь мне, чтобы получить коляску, нужно было пройти недельные курсы,
получить своего рода «водительское удостоверение», — Алексей вспоминает
перипетии прошлого лета: когда ради того, чтобы попасть на такие курсы,
пришлось сдавать зачеты и экзамены в институте досрочно.
Но не
это смутило. А то, что «легкий и маневренный» «Гепард» оказался
громоздкой и неудобной конструкцией.
— Формально коляска
активного типа предназначена, чтобы расширить жизненное пространство
человека с ограничениями, дать ему возможность вести активный образ
жизни, — восклицает Алексей. — В реальности она этим требованиям не
отвечает. Убедился на собственном опыте.
Так, правда, было не
всегда. «Гепард» — вообще первая отечественная коляска активного типа.
Ее выпуск в 1999 году наладили предприниматели из Борисова. За основу
взяли шведскую модель. Коляска делалась исключительно под конкретного
человека с учетом его веса, роста, длины рук, ширины бедер и, главное,
степени травматизма. Бизнесмены рассчитывали на высокий спрос и
соответственно прибыльность предприятия. Увы. За 7 лет, до 2006 года,
через органы социальной защиты было реализовано лишь около 400 колясок.
При том, что стоимость их не превышала 350 у.е. (для сравнения:
импортный аналог тянул на 1.200 у.е.). Когда убытки фирмы выросли до 50
миллионов рублей, производство свернулось. Конструкторская документация
была продана за бесценок РУП–14 департамента исполнения наказаний МВД.
Кроме
них, коляски активного типа теперь производит еще одно государственное
предприятие — гигант в сфере производства различных средств реабилитации
для людей с ограниченными возможностями, Белорусский
протезно–ортопедический восстановительный центр (РУП БПОВЦ). Но и к ним у
пользователей претензии те же: коляски громоздкие, неудобные, с тяжелым
ходом. А габариты такие, что далеко не все двери оказываются перед
инвалидом открыты...
— Есть технические характеристики и
госстандарты для изготовления любого средства реабилитации — будь то
коляски, ходилки, костыли — и есть претензии потребителя, основанные на
его вкусе, желаниях, притязаниях. Объединить эти два критерия в массовом
производстве невозможно хотя бы потому, что вкусы у всех разные. Да и
двух одинаковых людей не бывает, — главный инженер РУП БПОВЦ Владимир
Малинчик старается быть объективным. — Я не могу согласиться, когда
говорят, что наши коляски низкого качества. Все стандарты и технические
требования соблюдены. Коляски прошли апробацию на базе нашего центра и в
двух минских клиниках. Проводились многочисленные испытания независимой
лабораторией. Вес коляски отвечает нормам. Европейским в том числе. В
ней все–таки ездят, а не носят под мышкой.
В европейских
странах, Польше, Германии, например, есть специальная карта, заполняя
которую, потенциальный потребитель перечисляет собственные предпочтения:
от цвета обшивки до ширины колеса. Порядка 20 позиций! Исходя из этого и
планируется выпуск. Хотя и там за массовым производством сохраняется
принцип среднестатистических данных.
— Да, зарубежные
производители уже давно не используют при изготовлении металл, заменив
его карбоном или пластиком. Вес ниже, зато цена совсем другая, —
парирует Владимир Малинчик. — У нас мало того что финансирование
бюджетное, так еще и товар фактически штучный: потребность в колясках из
года в год варьируется от 120 до 170 штук; стульчиков для детей с ДЦП
нужно и того меньше — около 100 в год... Удорожать их производство за
счет использования новейших материалов — значит нести баснословные
убытки. Такова реальность.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня: SB.BY