...Позвонили с
белорусского телевидения с просьбой о встрече: идут съемки
документального фильма о легендарном подвиге Александра Горовца и
необходимо посмотреть архивные документы, которые хранятся в нашей
семье.
И вот разложены на столе сотни фотографий и
писем–воспоминаний участников и очевидцев становления легендарной
советской авиации и, конечно, гвардейцев–однополчан дяди Шуры, родного
брата моей мамы. Архив пополнялся в тот период, когда мы с Борисом
Крепаком работали над документальной повестью «В поединках на высоте»,
вышедшей в свет в издательстве «Беларусь» в 1989 году с предисловием
летчика–космонавта Петра Климука. Шесть лет поисков по всей стране
летчиков, техников, оружейников 88–го гвардейского авиаполка, входившего
в 1943 году в состав 8–й гвардейской авиадивизии 2–й Воздушной армии,
где воевал дядя. Сегодня многих из них уже нет в живых, но осталась
Память, которая особенно остро и пронзительно ощущается в дни
празднования Великой Победы.
Детство Саши Горовца прошло в
деревне Мошканы Сенненского района. Кроме него, у Константина Ивановича и
Амалии Михайловны было еще пятеро дочерей и сын. В те годы увлечение
авиацией для Александра стало главным в жизни. В 1933 году юноша
поступил в Витебский аэроклуб имени К.Е.Ворошилова, а затем был
направлен на учебу в Ульяновскую летную школу. Ее Горовец окончил
летчиком–инструктором с отличной аттестацией. Летом 1935 года поступил
на службу в аэроклуб города Шахты и прошел путь от рядового
летчика–инструктора до командира отряда и начальника летной части.
Работа была непростая и очень важная для страны. Достаточно сказать, что
к весне 1941 года, когда в небе запахло грозой, аэроклуб выпустил две с
половиной сотни профессиональных пилотов.
А потом война...
Как ни рвался на фронт Александр, его не отпускали: летчики–инструкторы
были остро необходимы в тылу. В июле 1941 года командир звена 2–го
отряда Горовец с товарищами по аэроклубу был переброшен в новый пункт
назначения — азербайджанский городок Сальяны на берегу Куры. Подготовка
молодых пилотов продолжалась практически круглые сутки. Когда началась
великая битва за Кавказ, фронту понадобились свежие силы. В такой
обстановке и пришел долгожданный приказ о расформировании Сальянской
авиашколы летчиков первоначального обучения. Это значит: скоро фронт.
Горовец попал в 166–й истребительный авиационный полк (будущий 88–й
гвардейский) и 13 декабря 1942 года в небе над Моздоком открыл свой счет
сбитым вражеским самолетам: это был истребитель «Мессершмитт–109». До
исторической Курской битвы оставалось всего полгода...
Много сказано и
написано о последнем воздушном бое Александра Горовца 6 июля 1943 года.
Существуют разные версии, касающиеся деталей этого сражения. Однако
есть неоспоримые свидетельства очевидцев, которые наблюдали этот бой и
которые нам, авторам книги, присылали свои воспоминания. Командующий
Воронежским фронтом, генерал армии Н.Ватутин, тоже видевший этот бой,
приказал немедленно представить летчика (тогда еще не знали его имени) к
званию Героя.
Но самыми ценными для нас стали воспоминания
летчика Бориса Артюхина, боевого друга Александра, воевавшего с ним в
одной эскадрилье. В том воздушном бою он оказался с Горовцом совсем
рядом.
...Эскадрилья свою задачу выполнила — «юнкерсов» к
рубежам обороны наши истребители не допустили, рассеяли и «мессеров» — и
возвращалась на базу. Замыкающей должна была идти пара Горовца.
Неожиданно в поле зрения летчика появилась новая волна немецких
бомбардировщиков. Александр не смог предупредить об этом своего
командира и решил сам, без ведомого, который потерялся в задымленном от
пороховой гари небе, принять бой. Принять, используя внезапность,
преимущество в высоте и скорости, врезаться в группу «бомберов»,
нарушить строй, любой ценой не дать им возможности произвести прицельное
бомбометание на наши наземные войска.
В то время
младший лейтенант Артюхин из группы прикрытия изо всех сил отбивался от
наседавших на него «мессершмиттов». Внизу справа, будто в мираже, летчик
увидел, как наш «лавочкин» вел неравную схватку с группой Ю–87.
«Вражеских самолетов было около полусотни, и я, естественно, не знал,
что с ними вел схватку Саша: номер истребителя из–за дальнего расстояния
и дымки разглядеть никак не удалось». Все остальное Артюхин видел ясно и
очень сожалел, что из–за насевших на него «мессеров» не мог прийти на
подмогу товарищу...
Снарядов у Горовца оставалось все меньше, и
он старался бить по «юнкерсам» наверняка. Еще одна атака с высоты. Еще
один Ю–87 четко вписался в прицел. Это был уже девятый «лаптежник»,
сраженный советским летчиком в одном бою. Неожиданно с большой высоты на
Горовца свалилась четверка Ме–109. Летчику удалось увернуться от удара,
выполнить разворот и, как показалось Артюхину, самому оказаться в
положении атакующего. Но оружие молчало: боеприпасы наверняка были
исчерпаны. Фашисты, видимо, поняли это. Они рассыпались веером и
нападали на Горовца с разных сторон одновременно. Приближаясь, Артюхин
пытался отсечь «мессеров» огнем от нашего истребителя, одного даже сбил,
но немцы неудержимо шли в атаку. Ла–5 Александра Горовца под большим
углом пикировал в сторону Зоринских Дворов. Огромное облако дыма —
последнее, что увидел Артюхин на месте падения нашего истребителя...
Бывший
командующий 2–й Воздушной армией Герой Советского Союза маршал авиации,
наш земляк С.А.Красовский подтверждал: «В боевой практике советских
летчиков отмечено немало случаев, когда истребителю удавалось за один
вылет сбивать по 5 — 6 вражеских самолетов. Воздушный же бой старшего
лейтенанта Горовца по своей отваге, храбрости и боевому мастерству
является беспрецедентным. Он уничтожил в одном бою девять фашистских
бомбардировщиков. Горовец погиб смертью храбрых, своим примером он зажег
сердца тысяч советских бойцов... Его короткая, но яркая, как пламень,
жизнь служит для нас примером горячей любви к своему народу, к
Родине...»
Именем Александра Горовца названы улицы, школьные
музеи и аэроклубы. Восемь памятников и бюстов установлены в Беларуси и
России. Один из них стоит на земле Белгородчины, на 598–м километре
автомагистрали Москва — Симферополь. Здесь покоится прах летчика–героя.
Мимо беспрерывно проносятся машины и, замедляя ход у памятника, протяжно
сигналят...