Физик–ядерщик, читающий курс студентам швейцарского вуза,
учитель–предметник сельской школы Поставского района, преподаватель
истории полоцкой СШ № 1, ректор Московского института инженеров
железнодорожного транспорта... Все эти люди, связавшие жизнь с разными
учебными заведениями, — родственники, составляющие славную династию. У
12 ее представителей насчитывается... 409 лет общего педагогического
стажа! Я встретился с семьей Коршиковых, живущей в Витебске, чтобы
поинтересоваться: как на протяжении четырех поколений удается сохранять
верность однажды избранной профессии?
Надежда Коршикова (в
девичестве — Стрельченко), специалист отдела образования Октябрьского
района Витебска, разговор начала с родоначальницы династии — Анны
Слабовой (Новиковой):
— Сохранился документ, подтверждающий, что бабушка мужа в 1915 году в
Петрограде окончила педагогический класс женской гимназии приюта принца
Ольденбургского.
В удостоверении написано, что «девица Анна
Николаевна» на «отлично» знала Закон Божий и методику арифметики,
старательно изучала историю, математику и французский язык. Она
«удостоилась звания домашней учительницы». Но тут грянул октябрь
1917–го. Известно, что вместе с Надеждой Крупской Анна Николаевна
преподавала на воскресных курсах для рабочих. Во время Великой
Отечественной трудилась на предприятиях блокадного Ленинграда, а после
войны работала в детском саду.
— Она всегда была сдержанным,
целеустремленным и очень патриотичным человеком, — вспоминает Надежда
Коршикова. — Складывалось впечатление, будто классическое русское
образование в ней укоренилось настолько сильно, что на него не повлияли
ни тяготы военных лет, ни возраст.
Сама Надежда Васильевна,
окончившая с медалью Бигосовскую среднюю школу, на географический
факультет БГУ поступила под влиянием своей тети Любови Пацевич,
учительницы начальных классов из Верхнедвинского района.
— Мне
нравились ее начитанность, умение завладеть вниманием собеседника! — о
Любови Степановне, о своих школьных учителях и старших коллегах
Коршикова всегда говорит с благодарностью.
По распределению она попала в Полоцкий район. В средней школе деревни
Гомель познакомилась с будущим мужем, Федором Коршиковым, которому в
1976–м предложили работу ассистента на физическом факультете Витебского
пединститута. Сегодня вуз в статусе университета, а Федор Павлович —
доцент кафедры теоретической физики и астрономии. Его супруга
преподавала географию в СШ № 6 областного центра, там же работала
завучем, а в 1990–м перешла в районный отдел образования.
— В
1972 году, когда я окончила университет, престиж педагога был
непоколебим. Знания, которые он давал, воспринимались как ключ к
жизненному благополучию, — вспоминает Надежда Васильевна. — С первых
дней работы учителем я чувствовала себя востребованной, поэтому о выборе
профессии не жалела никогда. Может, собственным детям уделяла не так
много времени, но зато они выросли самостоятельными людьми.
Ее
сыновья окончили физический факультет ВГУ им. Машерова. Старший, Павел,
уже 2 года директорствует в витебской СШ № 22.
— Родители не
настаивали, чтобы я выбрал педагогический вуз, — утверждает 34–летний
директор. — Да это и не нужно было. Отцовские сборники по занимательной
физике и точным наукам в детстве я читал с таким же интересом и
удовольствием, как фантастику или приключенческие романы. Так что физика
— это, наверное, судьба.
У младшего из династии Коршиковых за
плечами магистратуры по математике и педагогике. Имеется начатая
кандидатская диссертация.
— А что интереснее — учить детей,
заниматься наукой или руководить педагогическим коллективом? — спрашиваю
я.
— Мне нравится быть директором! — улыбается Павел
Федорович. — А если серьезно, каждая ипостась — как ступенька для роста.
Чтобы руководить или давать ученикам самое лучшее в области физики и
информатики, нужно быть в курсе современных тенденций. Приходится много
читать, просматривать интернет–сайты, публиковаться в журналах...
Если
постараться, считает Павел Федорович, российских и белорусских
родственников, связанных с педагогикой, припомнить можно более 20.
Например, физик–ядерщик, который сейчас по контракту работает в
Швейцарии, — его троюродный брат, а бывший ректор МИИЖТа Федор Кочнев
приходится ему двоюродным дедушкой. В детстве к московскому академику,
имевшему в квартире собственный кабинет, Коршиков относился с
благоговейным трепетом. Сам же, заняв кресло директора школы, остается
человеком вполне демократичным: ездит на «Жигулях», любит поработать на
даче. Мою попытку акцентировать внимание на невысоких учительских
зарплатах он дипломатично перевел в иную плоскость:
— Я бы
приветствовал усиление материально–технической базы в образовании.
Чтобы
повысить престиж учительской профессии, поощрить людей, из поколения в
поколение выбирающих этот нелегкий труд, недавно в Витебске прошел
первый областной слет, на который съехались представители 24
педагогических династий.
— Люди в таких семьях более осознанно
подходят к выбору профессии, — считает Наталья Козлова, главный
специалист обкома профсоюза работников образования и науки,
организовавшего вместе с областным управлением образования это
мероприятие. — Они должны чувствовать свою значимость, поэтому мы и в
будущем собираемся поддерживать династии, для представителей которых
педагогика не просто профессия, а призвание и судьба.
Что же
касается Коршиковых, которые, к слову, представляли Витебщину на
республиканском слете педагогических династий, есть основания
предполагать, что их профессиональная связь поколений не прервется.
Дочка Павла Федоровича, второклассница Эля, которая с удовольствием
изучает английский язык, рисует и играет на пианино, как–то заявила
отцу, что не прочь заведовать детским садом. Родители в шутку замечают,
что к выпускным экзаменам она уже и в директора школы метить начнет...
Впрочем, почему бы и нет?
Фото автора и БЕЛТА.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY