Недавно на «Линии Сталина» прошел третий международный слет любителей
классических и раритетных автомобилей «Бош Ретро–Минск 2010». В этом
году его посетили более 60 экипажей из 9 стран. Большинство авто,
некоторым из которых уже за 70, добирались до места назначения своим
ходом. Чтобы посмотреть, как «старичкам» на колесах даются многие сотни
километров, отправился туда и я. А заодно узнал, когда старая машина из
груды металлолома превращается в шикарный ретромобиль, почему гниющий
«Запорожец» из соседнего двора никогда не станет настоящим олдтаймером и
что волнует владельцев авто, цена которых приближается к стоимости
трехкомнатной квартиры...
Старость — не обязательно радость
...Глядя
на эти машины, понимаешь: это во времена Ильфа и Петрова «Лорен–Дитрих»
(логотип именно этой марки прикрепил на радиатор «Антилопы Гну» ее
водитель Адам Козлевич) мог быть не роскошью, а средством передвижения.
Сегодня такой автомобиль — предмет гордости владельца и завистливых
взглядов окружающих.
— Помимо этой, — один из организаторов
слета Руслан Цурко похлопывает по капоту своего «Шевроле Камаро Z28»
1977 года выпуска (кстати, единственный в нашей стране), — у меня есть
обычная современная машина. Когда я пересаживаюсь на нее, долго не могу
понять, почему люди на улице не обращают на меня внимания.
Чем
старше и реже авто, тем больше водителей и прохожих поворачивают головы
и долго смотрят ему вслед. «Лорен–Дитрихов», правда, во всем мире
сохранились считанные единицы, но, например, «Шевроле Монте–Карло» 1975
года или «Понтиак Гран–При» 1979–го тоже собирают вокруг себя целые
толпы где–нибудь на парковке у магазина. А вот их ровесница «Волга»
ГАЗ–24, кряхтящая на дороге, вызывает лишь ухмылку. Почему? Ведь четкого
определения, что такое олдтаймер, не существует. Одни признают
классическими только автомобили высшей ценовой категории, выпущенные в
ограниченных количествах между 1925 и 1948 годами, другие считают таким
любой, сошедший с конвейера 25 и более лет назад. Может, это просто
предвзятое отношение и старый дедовский ГАЗ через пару–тройку лет будет
стоить тысячи долларов?
— В 1960 — 1970–е дизайн американских автомобилей менялся чуть ли не
раз в полгода. Было модно иметь машину, непохожую на соседскую, поэтому
каждая модель выпускалась небольшими сериями, и сегодня их сохранилось
очень мало, — проводит экскурс в историю Руслан. — А «Волги»
штамповались более 20 лет практически без изменений. Ценность модели
ведь не только в том, когда она увидела свет, но и в ее уникальности.
Полцарства
за коня
Слово «уникальный» для настоящих любителей
ретроавто самая главная оценка раритета. Одна небольшая деталь может
увеличить цену автомобиля в несколько раз. Например, звезда на радиаторе
21–й «Волги», на которую я поначалу даже не обратил внимания. О ее
появлении на машинах первой серии есть легенда: на опытном показе в
Кремле оформление передней части не понравилось Жукову, пришлось срочно
переделывать. Что–что, а звезда маршалу, тем более в те времена, не
могла не прийтись по душе. Но уже в 1958 году этот элемент убрали. К
тому времени успели выпустить 31 тысячу «Волг» со звездой. За
сохранившиеся и отреставрированные экземпляры их владельцам предлагали
любой современный автомобиль класса «люкс».
Еще большую
привлекательность машина приобретает, если она принадлежала кому–то из
знаменитостей. Например, на «Кадиллаке Эльдорадо» образца 1959 года
разъезжал Элвис Пресли, «Кадиллак Флитвуд», выпущенный в 1964–м, был
любимым автомобилем Рональда Рейгана, а ГАЗ–12 ЗиМ, сошедший с конвейера
в 1954–м, — первой машиной Юрия Гагарина. Заполучить такой экземпляр
сегодня мечтают многие музеи и крупные коллекционеры.
Но
далеко не все экспонаты стоят в выставочных залах под стеклянными
колпаками. Например, «Кадиллак Эльдорадо» 1957 года (правда, именно этой
машиной Элвис Пресли не управлял) приехал в Минск своим ходом из
Финляндии, вернуться экипаж собрался так же, в своем автомобиле финны не
сомневаются. Номера на «Эльдорадо» черные (на слете я заметил еще две
такие машины), их в Европе выдает специальная комиссия, только если
олдтаймер минимум на 98 процентов соответствует оригиналу. Тогда он
автоматически становится музейным экспонатом и получает льготы от
местной автоинспекции. На подножке «Кадиллака» кое–где видны следы
коррозии, некогда шикарный салон из голубой кожи больше чем за полвека
изрядно поистерся. Но от этого он стал только лучше, как благородное
вино после многих лет выдержки.
Современные технологии и материалы для реставрации позволяют
воссоздать старинный автомобиль в первозданном виде, при этом сохранив
полную аутентичность, вплоть до мелочей. Но ценность ретромашины именно в
том, чтобы все в ней было так же, как 30 — 50 лет назад. Именно поэтому
энтузиасты тратят на свое увлечение столько времени, денег и сил.
Сейчас
в это уже сложно поверить, но большинство «старушек» находили буквально
под забором в ужасном состоянии. Чтобы поставить автомобиль на колеса,
нужны годы. Детали для восстановления найти очень сложно, фары
приходится везти из Германии, карбюратор — из Испании, а бампер — из США
(для машин, давно снятых с производства, там работает целая индустрия).
Или колесить по городам и деревням в надежде отыскать крылья и задний
мост от «Победы». Кстати, раньше там можно было наткнуться и на более
редкие экземпляры. Были у нас трофейные «Майбахи», «Хорхи»,
«Студебекеры», но лет 15 — 20 назад предприимчивые ребята вывезли все за
границу.
Автомобиль, пригодный для восстановления, вопреки
расхожему мнению за сотню долларов не купишь. За нормально сохранившийся
экземпляр нужно выложить несколько тысяч «зеленых». А растаможка
«зверюг» с 6 — 7-литровыми двигателями в такую копеечку влетает! Но
насладиться красотой и элегантностью шедевров мирового автопрома
совершенно бесплатно может любой желающий: всевозможные выставки и
пробеги проходят регулярно. Что получают любители ретроавто взамен
потраченных денег и лет жизни? Ответить на этот вопрос можно только
проехав в настоящей «машине времени».
Назад в прошлое
...Эстонский
участник слета Андрис приглашает меня прокатиться на своем «Форде ЛТД
Ландау», топовой машине 1976 года выпуска. 7,5–литровый двигатель рвет с
места так, что я наконец понимаю, зачем в багажник залито 350
килограммов битума: не будь их — машина взлетела бы. Сидя на широченном
диване переднего сиденья, ощущаешь себя как минимум рок–звездой первой
величины. Картину дополняет музыка той эпохи в динамиках. Кажется,
повернешь голову — и справа промелькнет и останется далеко позади
фургончик хиппи, а слева раскинется океан, который бороздят белые
корабли, так же плавно, как ты сейчас едешь.
На время забыть о
буднях, перенестись в прошлое и ощутить себя советским партийным
работником, чикагским гангстером или английским аристократом многого
стоит. К тому же приятно радовать не только себя, но и глаз окружающих.