Наверное, сейчас стоит самая красивая пора года — потому что молодая.
Жизнь после зимней спячки пробудилась в природе и людях и стала бурно
набирать свой стремительный разгон. Вот уже и сирень почти отцвела, и
яблони отряхнулись кружевом бело–розовых лепестков, и Троица
(по–народному — Семуха, нынче, кстати, очень ранняя) раскрыла пышный
веер сочной, свежей зелени.
Всем прописана «ландшафтотерапия»
— Не только у
белорусов, но и у всех славян основные обряды посвящены культу предков и
культу растительности, — рассказывает этнограф и фольклорист Елена
Довнар–Запольская. — При посещении могил дедов и прадедов перед Троицей в
некоторых местах сохранился обычай выметать могилы предков березовыми
вениками, дотрагиваясь веточками дерева–тотема до могильного холмика.
Этим как бы приветствовали своих предков, приобщая их к великому
празднеству торжества и расцвета зелени.
Конечно, в прежние
времена человек был куда ближе к природе, чем мы сейчас. Люди знали о
растениях, цветах, деревьях нечто сакральное, по–настоящему ощущали свое
родство со всем огромным, таким необыкновенным по красоте и гармонии
миром. О происхождении почти каждого дерева, цветка, травы у белорусов
есть свои поверья и легенды. Вот возьмем березу. Ее сравнивают с нежной,
стройной юной девой. Тем не менее в этом дереве заключена огромная сила
и энергетика. Может быть, именно поэтому больше всего тепла дают именно
березовые дрова. А народные целители велят подойти к березе, прижаться к
стволу и трижды попросить «снять», «забрать» болезнь, дать здоровье и
силу.
— Прежде много знали о целебных свойствах растений и
деревьев, и не только в виде настоев и отваров, — продолжает рассказ
Елена Михайловна. — Существовали целые священные рощи с
деревьями–тотемами. Считалось, души людей после смерти могут прорасти
деревьями, цветами, травами. Дерево воспринималось как живое существо и
символизировало какое–либо качество: крепость, силу, добро,
благополучие, здоровье.
Начиная с Троицы, собирали и целебные
травы. Их освящали в церкви и хранили в засушенном виде. А ведь травы у
нас почти все лечебные. При болезнях их заваривали, делали настои, ими
окуривали помещения, бросали в погреб для лучшей сохранности овощей.
С
деревьями, травами обращались бережно, чтобы не нанести вред и не
обидеть матушку–природу. Ведь она даровала людям свои животворные соки.
Не только сказочные герои, ступив на землю, получают от нее богатырскую
силу, но и вполне реальный современный человек, чтобы снять усталость,
так любит упасть на землю в шелковые травы. Зелень служит как бы
своеобразным аккумулятором жизненной энергии. Да и врачи до сих пор
рекомендуют пройти босиком по траве, по земле. Сейчас это называют
биоэнергетическими процессами. В последнее время даже появилось понятие
«ландшафтотерапия» — например, та же березовая роща с прозрачным
воздухом, настоянным на молодой зелени, может лечить человека.
Почитание
земли–кормилицы существует у всех народов на всех континентах. В наших
краях бытовало красивое, поэтическое поверье о том, что когда по осени, в
период Воздвижения, птицы улетают в теплые края, то уносят с собой
«золотые ключи». А теми «золотыми ключами» закрывалась земля на зиму,
чтобы могла отдохнуть. Весной птицы возвращались и землю «отпирали».
Именно поэтому у нас до Благовещения запрещалось беспокоить землю:
вбивать в нее колья, копать, даже топнуть ногой со злостью, а то она
обидится и не даст урожая. И самая сильная клятва у славян давалась с
целованием земли. У белорусов существовал и такой обычай: когда парня
забирали в солдаты, он ступал правой босой ногой на землю у крыльца.
Мать собирала землю из–под следа, заворачивала ее в льняное полотно и
хранила до тех пор, пока сын не вернется.
Мусульманские
праздники и даты
17.06 — 18.06 (5 — 6 раджаба) — женитьба
родителей Пророка Мухаммада — ночь Рагаиб.
8.07 — 9.07 (26 — 27
раджаба) — вознесение Пророка Мухаммада к Всевышнему Аллаху — ночь
Миърадж.
26.07 — 27.07 (14 — 15 шаабана) — ночь очищения от грехов
— Ляйлят аль–Бараа.
11.08 (1 рамадана) — начало мусульманского
поста — Ураза.
Хозяин леса
Еще одним природным тотемом у белорусов по праву считался медведь. Он
символизировал силу, мощь, здоровье, богатство. На вывернутую шкуру
сажали на свадьбе молодых.
— Знаете, а ведь раньше его редко
называли медведем, — уточняет Е.Довнар–Запольская. — Все больше
почтительно Михаилом Ивановичем, Михайло Потаповичем, Хозяином, Самим.
Считалось, что он понимает человеческую речь. У белорусов существовала
легенда, что в медведя превратился молодой парень, которого проклял отец
за какой–то проступок. Поэтому медведь стремится вернуться к людям, но
не может. Однако при каких–то благоприятных условиях на время
приобретает облик человека, чтобы потом снова возвратиться к медвежьему.
Между прочим, хрестоматийная история про кражу медведем Машеньки тоже
не так уж проста и не совсем для детской аудитории. Считалось, что
медведь мог украсть женщину для брака.
О медведе никогда не
говорили плохо — боялись. Медведи очень чувствительны. Не зря у нас
говорят: орел — видит, олень — слышит, а медведь — чует. Во время
экспедиций я записывала рассказы о том, что еще до 60–х годов прошлого
века в некоторых районах медведю оставляли в лесу подарок — сладкую
выпечку. А в Канаде до сих пор существует настоящий праздник, когда
медведю несут торт со взбитыми сливками и клубникой. Но мы сегодня
отмечаем чьи угодно традиции — только почему–то не свои.
А
игрушки — мишки — какое чудо! Еще у моей прапрабабушки была такая. У нас
спокон веку делали деревянных медведей. Волка среди игрушек не
встречаем. Лиса — хитрая, у нас тоже персонаж отрицательный.
Летний
календарь христианских праздников
Православные:
31.05
— 11.07 — Петров пост.
7.07 — Рождество Иоанна Предтечи.
12.07
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
19.08 —
Преображение Господне.
28.08 — Успение Пресвятой Богородицы.
Католические:
3.06
— Пресвятого Тела и Крови Христа (торжество).
11.06 — Пресвятого
Сердца Иисуса (торжество).
24.06 — Рождество св. Иоанна Предтечи
(торжество).
29.06 — Святых апостолов Петра и Павла (торжество).
2.07
— Будславской Богоматери (торжество).
6.08 — Преображение
Господне (праздник).
15.08 — Успение Пресвятой Девы Марии
(торжество).
«Вястунка
Бога»
К началу лета вовсю оживают и ульи на пасеках — открывается новый
медовый сезон. У наших пчеловодов даже свой заступник есть — святой
Зосима. Он и на иконе изображен как заправский пчеловод. Его изображения
были обязательны на каждой пасеке до самой поздней осени, а на зиму
образа забирали в дом. Существовал целый ряд оберегов, которыми
пчеловоды пользуются до сих пор. Так, на краю пасеки оставляют и не
скашивают крапиву, горстью земли с первой борозды осыпают ульи, чтобы
«пчолы вялiся», окуривают их «грамнiчнай» свечкой.
— В
Беларуси отношение к пчелам, к улью настолько уважительное, что пчела
зовется «вястункай Бога» и воспринимается как сакральное насекомое, а
сам улей в народных песнях сравнивается с Божьим храмом: «Пчолкi гудуць,
цэркаўку будуюць». По народной легенде, необыкновенно красивая девушка
сидела на огромном камне среди моря и плакала. Шедший в это время по
морю Христос пожалел бедняжку и превратил ее слезы в пчел. И велел Бог
людям любить и уважать пчелу как «Божью тварь», имеющую душу. Именно о
пчеле никогда не скажут — сдохла, а почтительно — умерла. Правда,
наказание она все же за свои проступки получила: по поверьям, пчелы
жалили людей до смерти, тогда Бог сделал так, что после укуса пчела сама
умирает.
С давних времен в Беларуси тех, кто крал мед или
разорял ульи, или губил рой, ожидало жестокое наказание, как за тяжкое
преступление против человека, согласно уголовному праву Великого
княжества Литовского.
Считалось, пчеловодом может стать только
хороший человек, с добрыми сердцем и душой, иначе его самого все время
будут жалить пчелы. Пчелиная матка в волочебных песнях, которые поются
на Пасху только у нас в Беларуси, сравнивается с Пречистой Девой Марией.
Сами же пчелы предстают как Божьи слуги, способные разбудить природу от
зимнего сна, а в сказках пчела всегда способна на самые волшебные
поступки. Потому и «пчаляр» у нас всегда воспринимался настоящим
волшебником, ведь в силу своих знаний о природе он общается с небесами с
помощью пчел. Пчеловоды, помимо своей интересной профессии, были еще и
знахарями, целителями, успешно врачевали, ведь мед, прополис, пыльца и
другие «пчелиные» продукты обладают большой биологической активностью,
помогают организму человека победить многие болезни, поддерживают
иммунную систему. Интересно, что понятие «сябры», «сябрына»
первоначально относилось только к пчеловодам, имеющим общую пасеку.
Короче,
нас снова ждут чудесные времена. Ведь как в песне поется: лето — это
маленькая жизнь!
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY