Спрос рождает предложение. На прилавках — сколько угодно компьютерных
игр для малышни начиная от двух лет...
«Ой, до чего ж
у меня внучек умный!» — всплескивает руками бабушка, хвастаясь перед
подругой успехами 3–летнего мальчугана. «А моему только в июне 3 будет,
но он уже ого–го какой смышленый!..» — другой бабушке тоже есть чем
гордиться. И приятельницы, одна другую перебивая, взахлеб рассказывают,
как ловко их внуки с пульта телевизоры умеют включать, виртуальные
куличи в компьютере лепить и с радиотелефонами управляться... В двух
перепачканных с ног до головы карапузах, ловко орудующих лопатками в
песочнице, ни за что не признать юных гениев технического прогресса.
Дети, и только.
Но. Спрос рождает предложение. На прилавках —
сколько угодно компьютерных игр для малышни начиная от двух лет. Якобы
сильно развивающих. С компьютерами, впрочем, несмышленышей родители
более или менее ограничивают. Но мультфильмы! Одна из главных детских
радостей! А если она еще и с претензией, мол, способствует развитию
речи, интеллекта, логики, образного мышления, освоению иностранных
языков, то цены ей нет. Просто подарок для семьи какой–то!
Что
ж это за чудо такое, развивающие мультфильмы? В чем кроется их
феноменальная способность учить, развивать, тренировать? И если они
действительно имеют образовательный эффект, то наверняка оценку ему
могут дать педагоги. В общем, я стала искать, откуда у этого чуда ноги
растут. И начала соответственно с учителей.
Непедагогическая
поэма
Увы, ни в Министерстве образования, ни в
Национальном институте образования, ни в академии последипломного
образования мне помочь не смогли. В современную образовательную модель
телевизор, даже если по нему показывают обучающие мультфильмы, не
вписывается. Наоборот, не раз пришлось услышать из уст маститых
педагогов, практиков и теоретиков, что телевизор и дети должны быть на
приличном расстоянии друг от друга. Аксиома: телевизор если не враг, то
уж, во всяком случае, и не друг...
Никаких исследований на
предмет эффективности и пользы мультфильмов под маркой развивающих у
нас, похоже, тоже не проводилось. Зато их проводили за рубежом. В США,
например (лидере по производству «умных» мультиков), и России (которая
уже не может остановиться: на основе мультфильма о Смешариках создана
целая образовательная линия — от изучения букв и пор года до основ
геометрии и химии). Так, профессор Димитри Кристакис, который работает в
Институте исследования детства в Сиэтле, задействовал в исследовании 1
тысячу семей. И выяснил, что основная причина, по которой родители
высаживают своих отпрысков у телевизоров, в том, что это... «хорошо для
их мозга». Именно так считает треть опрошенных. Появление на рынке
интеллектуальных мультфильмов связано с распространенной нынче
«претензией на образованность», утверждает Кристакис. Даже в названиях
анимационных программ (например, «Беби Эйнштейн») уже содержится намек. И
такая маркетинговая стратегия себя, как видите, оправдывает!
Надо
думать, родители были бы немало удивлены другими обнародованными
результатами исследования. Крохи от 7 месяцев до полутора лет, которые
смотрели развивающие речь передачи, знали гораздо меньше слов, чем
ребята из контрольной группы, которых не учили подобным методом. А
исследователи из Бангкока сравнили 110 здоровых детей и 56 малышей с
задержкой речевого развития в возрасте от полутора до 4 лет, скрупулезно
опросив их родителей. Так вот, дети, у которых обнаружили задержку в
развитии речи, начали смотреть телевизор в возрасте около 7 месяцев. Их
«нормальные» сверстники впервые увидели голубой экран не раньше, чем им
стукнул годик. Кроме того, первые смотрели телевизор как минимум три
часа в день, вторые — менее двух.
Психологи из университета
Пенсильвании проверили, как на детей влияют конкретные
мультипликационные сериалы. И в этом исследовании нашлась–таки ложка
меда: есть мультфильмы, которые действительно улучшают знание языка,
например, «Даша–следопыт». А вот после регулярного просмотра
«Телепузиков» и «Улицы Сезам» дети и слов знали меньше, и
выразительность их речи оставляла желать лучшего.
Включить —
посмотреть. Повторить?
— Речь — сложный процесс, на
который влияют и психические факторы, и физические. Мало иметь богатый
словарный запас, важно уметь красиво говорить. Правильному произношению
даже так называемые развивающие мультфильмы точно не научат, — не
допускает сомнений логопед–дефектолог Елена Клинцова. — Мультяшные герои
— даже не мама с папой, общаясь с которыми дети видят артикуляцию,
слышат звук без искажения. Пара–тройка новых слов и фраз из мультфильма —
это пожалуйста. Об остальном и речи быть не может.
—
Вообще–то любой мультфильм можно назвать обучающим, — поддерживает
разговор методист одного из частных минских центров интеллектуального
развития детей Людмила Лизогуб. — Одни учат правильно вести себя в
гостях, другие — дружбе и уважению, третьи — доброте, справедливости,
храбрости, четвертые формируют представления о добре и зле... Мультфильм
— это эффективное средство воспитания ребенка. Но образования...
Возьмем математику — основу основ. Казалось бы, что стоит научить
ребенка счету? Несколько раз в день считать до 10 — и через неделю будет
результат. Да, ребенок запомнит, заучит, вызубрит. Но не поймет. А это
аукнется в будущем большой нелюбовью к математике и трудностями ее
изучения в школе. Создавать мультфильмы образовательного характера
должны не только художники–аниматоры. В команде как минимум должны
присутствовать еще педагоги и психологи. В будущем учебном году мы
планируем включить в наши занятия мультимедийные средства. Разработка
программы сейчас в самом разгаре. Говорить о ней пока рано. Одно можно
сказать однозначно: это будут не мультфильмы!
Ольга Гладкевич,
психотерапевт Минского клинического детского психоневрологического
диспансера смотрит на проблему иначе:
— Что касается
мультфильмов–«уроков», то не стоит, наверное, искать подводные камни
там, где их нет. Многие из них построены таким образом, что одна и та же
фраза повторяется многократно. Как бы вдалбливается малышу. Оттого и
запоминается. Но это свойство психики человека: запоминать через
повторение. Так что я ничего плохого не вижу в добрых, ярких и, на
взрослый взгляд, примитивных мультфильмах. С некоторыми оговорками.
Во–первых, раньше двух лет ребенку у телевизора делать нечего.
Во–вторых, какими бы хорошими мультики ни были, они не должны
становиться теленяней, телеучителем, теледругом... И последнее: при
выборе мультфильма не стоит полагаться на вкус или прихоть дошколят. Они
в этом плане еще пока «ежики в тумане». Невидимой рукой–спасительницей,
которая выдернет их из тумана, должны быть, безусловно, родители.
Справка
«СБ»
До 1997 года младенцев к экрану не сажали, но именно
в это время домохозяйка Джули Эйнер–Кларк придумала линию
видеопродуктов для развития совсем крошечных детей, которую потом купила
компания Walt Disney и вывела на рынок под названием Baby Einstein.
Цифра
«СБ»
«Телевидение для младенцев» только в США приносит
прибыль 500 миллионов долларов ежегодно.