Со вчерашнего
дня повышены розничные цены на топливо. В среднем на 7 процентов. Литр
АИ–95 стоит теперь 3.240 рублей, АИ–92 — 2.870, дизтоплива — 2.580
рублей. Нынешнее изменение цен на АЗС третье в этом году. Чем оно
объясняется?
В дирекции концерна «Белнефтехим»
проинформировали: «Пересмотр цен на нефтепродукты обусловлен ростом цены
на беспошлинную нефть, поставляемую на белорусские НПЗ из Российской
Федерации». По данным концерна, в апреле в сравнении с февралем 2010–го
цена российской нефти для Беларуси увеличилась почти на 28 процентов.
Таково
официальное объяснение подорожания. Его детализируют другие
комментарии. Экономист Сергей Чалый отмечает, что котировки российской
нефти действительно выросли за последние месяцы. «С другой стороны, 50 –
60 процентов в цене литра бензина — это акцизы и другие налоговые
платежи, — напоминает собеседник. — То есть у Правительства имеется
большое поле для маневра, чтобы не повышать цены на готовые
нефтепродукты вслед за подорожанием сырья». Почему же в этом году
произошло три существенных повышения? По мнению С.Чалого, это было
сделано в интересах бюджета. «В I квартале наблюдалось недопоступление
платежей со стороны предприятий, просрочки, — продолжает экономист. —
Повышение цен на бензин позволяет увеличить бюджетные доходы. Ведь,
говоря академическим языком, спрос на этот товар в краткосрочной
перспективе неэластичен. То есть если вы привыкли перемещаться на
машине, то завтра вы не перестанете заправлять ее из–за того, что цены
на бензин выросли на 7 процентов. Хотя в долгосрочной перспективе многие
задумаются о том, чтобы перейти на биотопливо, газ или купить более
экономичный бензиновый автомобиль».
При этом стоит отметить,
что бензин дорожает и у наших соседей. В Украине, по данным ресурса www.azs.uapetrol.com, средняя
цена литра АИ–92 вчера была 7,72 гривны за литр. В переводе на
белорусские деньги это 2.910 рублей. Правда, вся российская нефть,
которая поставляется на украинские нефтеперерабатывающие заводы,
облагается 100–процентной пошлиной. А Беларусь в этом году должна
получить 6,3 миллиона тонн беспошлинной нефти. По мнению некоторых
экономистов, этот объем плюс 1,7 млн. тонн собственной нефти дают
возможность обеспечить внутренний рынок недорогим топливом. Цены на
наших АЗС теоретически могут быть такими же, как и на российских
заправках (в Москве, например, литр АИ–92 в среднем стоит 2.230
белорусских рублей в эквиваленте).
«Но практика отличается от
теории. Ведь две трети топлива мы производим на экспорт, — обращает
внимание Сергей Чалый. — И этот экспорт должен быть конкурентоспособен.
Однако российская пошлина делает конкурентоспособность проблематичной.
Поэтому приходится задействовать различные механизмы перекрестного
субсидирования. В том числе и повышение цен на внутреннем рынке».