Над временем и схваткой
Помню, как, давая интервью
нашей газете, глава Полоцкой православной епархии архиепископ Полоцкий и
Глубокский Феодосий сказал: «Много звезд на небе, все они прекрасные,
все светят, но одна имеет превосходство по сравнению с другими. Так и в
мире духовном: преподобная — духовная звезда, и я бы сказал, пожалуй,
трудно найти такую личность, которая могла бы стать с ней на одной
ступени». Нельзя не согласиться с многоуважаемым владыкой, которому уже
много лет доверено служение в столь ответственном и важном месте —
древнем Полоцке.
Евфросиния — уникальная личность в истории
страны и народа. И не только потому, что осталась в памяти современной
цивилизации великой книжницей и глубоко духовным человеком. Как мне
видится, в нынешнее глубоко меркантильное и циничное время, когда
любимая забава многих — делить прошлое на «наше» и «ваше», эту личность
сложно приватизировать (хоть такие попытки, безусловно,
предпринимаются). Евфросиния всецело принадлежит своему времени и своей
христианской вере, которую приняла душой и разумом. Бесспорно, борьба
идей и мировоззрений существовала всегда. И в XII веке тоже. И до того. И
после. И сегодня политизированные историки могут продолжать до хрипоты и
даже драки спорить — «чей» Полоцк, кто в его истории «освободитель», а
кто «захватчик»... Бог им судья. Евфросиния — культурный феномен,
внесший свой принципиальный вклад в формирование нации, причем не только
в духовную, моральную основу, но и в материальную. У каждого народа
должен быть свой светоч. Евфросиния Полоцкая — светоч белорусов. Она
была и остается над временем и схваткой. И поэтому молится за всех нас.
Историческая
справка
Ее «имение» — книги
Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая, в миру Предислава,
правнучка в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и
дочь князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет девочка читала
книги Священного Писания и усердно молилась. Многие князья претендовали
на руку красавицы и умницы Предиславы, однако все предложения о браке
княжна отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним
из знатных князей, девушка тайно ушла из дому в обитель.
Настоятельница, игуменья Романия, ее тетя, не побоялась облечь молодую
княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Было Предиславе тогда 12
лет. По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить
при Софийском соборе. Здесь она не только изучала книги, но и
переписывала их. Часть книг дарила, часть продавала, а вырученные деньги
раздавала нищим. На некоторое время для большей глубины духовного
подвига Евфросиния даже удалилась в затвор, поселившись в особой келье.
Однажды,
как повествует жизнеописание святой, явился ей во сне Ангел Господень,
который внушил Евфросинии основать обитель недалеко от Полоцка, в
местечке под названием Сельцо. Через некоторое время, уже при князе
Борисе Всеславиче, в 1125 году, Полоцкий епископ Илия с подобающим
торжеством передал Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания
при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная взяла «все
свое имение» — книги.
Со временем Спасо–Преображенский
монастырь расширялся, число его насельниц росло. Здесь приняли постриг
сестры Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная —
Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц
грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с
юности они знали Закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная
святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту
обители.
В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут
каменный храм — Спасо–Преображенский собор, сохранившийся до настоящего
времени, одна из жемчужин древнего зодчества. Его строил мастер Иоанн,
который сам пришел к преподобной. Существует такое предание: когда для
возведения храма недоставало кирпичей, они чудесным образом появлялись
благодаря молитве преподобной. В этот храм Евфросиния пожертвовала
напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих
святых, а также с частью Животворящего Креста Христова. В храме, по
сторонам хоров, устроили две небольшие кельи, в одной из них жила сама
Евфросиния. Здесь она могла хорошо слышать богослужение и пение
сестер–монахинь.
Предметом особого попечения преподобной
Евфросинии стал основанный ею Богородицкий монастырь. Для него святая
просила Патриарха Константинопольского Луку и византийского императора
Мануила прислать ей список с чудотворной Эфесской иконы Божией Матери,
некогда написанный самим святым евангелистом Лукой. Эфесская икона
Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году образ
был перенесен в собор города Торопца по случаю венчания благоверного
великого князя Александра Ярославича (Невского) и дочери князя полоцкого
Брячислава (сейчас эта икона хранится в Государственном Русском музее).
Свою
просветительскую деятельность и труды по устроению монастыря святая
Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая
ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим
жить благочестиво преподобная давала духовные советы. Зная силу ее
молитвы, многие приходили к заступнице за духовной помощью.
На
склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, вместе с
сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю,
чтобы поклониться Гробу Господню. После паломничества к святыням
Константинополя она прибыла в Иерусалим. Скончалась святая в русском
монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая (5 июня по
новому стилю) 1173 года (по другим сведениям, была погребена в обители
святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы).
В
октябре 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладдин, который потребовал
от христиан за пятьдесят дней покинуть город, предварительно выкупив
свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с
собой святые мощи княжны, которые потом перенесли в пещеры
Киево–Печерской лавры.
Долгий путь домой
В 1833 году после долгого перерыва была восстановлена православная
Полоцкая епархия. Впервые с просьбой перенести мощи преподобной из Киева
в полоцкую обитель обратился в Синод епископ Витебский Гавриил. Но
положительного ответа не последовало. Сначала в 1871 году полоцкий
епископ Сава добился того, чтобы доставить частичку мощей святой
Евфросинии в Спасский монастырь. И только в апреле 1910 года, буквально
через несколько дней после Светлого Христова воскресенья, мощи святой
торжественно, крестным ходом, перенесли в Полоцк, где они покоятся по
сей день в Преображенском храме Спасо–Евфросиниевского монастыря. Путь
был обставлен очень торжественно. От Киева до Орши кипарисовую раку
везли на пароходе — святыню устанавливали на корме под балдахином. От
Орши до Полоцка раку отправили уже по суше.
Сначала раку с
мощами установили в кафедральном Николаевском соборе. При этом
долгожданном действе звонили все полоцкие колокола. А 5 июня нетленные
мощи перенесли в Спасский собор, где поместили в специально
изготовленную серебряную раку в византийском стиле, на изготовление
которой верующие собрали огромную по тем временам сумму — 12 тысяч
рублей.
Но после революции согласно постановлению Народного
комиссариата юстиции РСФСР 13 мая 1922 года раку с мощами преподобной
Евфросинии вскрыли. Подобное кощунство происходило тогда не только в
Полоцке. Мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда в
Витебск, где их держали в качестве экспоната местного краеведческого
музея. Драгоценную раку реквизировали вместе с другим церковным
имуществом на нужды революции.
В 1941 году верующие перенесли
нетленные останки преподобной в Свято–Покровскую церковь Витебска, а 23
октября 1943 года мощи возвратились в Полоцкий Спасо–Евфросиниевский
собор. Но монастырь возобновил свою работу еще очень нескоро. Лишь в
90–х годах здесь началась реставрация. А в 2007 году мощи перенесли в
новую раку, изготовленную по подобию прежней художником Николаем
Кузьмичом. На ее изготовление ушло 120 килограммов серебра. Драгоценный
металл выделили из государственного фонда.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY