То, что пальма первенства по количеству обращений граждан именно у
ЖКХ, говорилось неоднократно. «Бытие определяет сознание» — это факт,
поэтому каждого больше всего волнуют его жилищно–бытовые условия.
Проблем тут много, и если не решать их системно, они как снежный ком
имеют свойство накапливаться. Так, по крайней мере, считает Алексей
Гусев — первый заместитель директора Информационно–аналитического
центра при Администрации Президента, который все этапы мониторинга
ведет именно эту тему. Он отмечает, что был период, когда на жилищный
фонд и коммунальные сети вообще никто не обращал внимания, теперь
приходится наверстывать.
А.Гусев выделил две основные
проблемы ЖКХ. Первая — финансовые возможности. «Сейчас один из самых
насущных вопросов — крыши, — констатирует руководитель межведомственной
рабочей группы по изучению работы Министерства ЖКХ. — К примеру, мне
директор логойского жилкомхоза говорит, что денег в этом году выделили
только на три крыши. Вместе с местной властью удалось исхитриться и
отремонтировать 9. Но в очереди — десятки домов. А людям уже капает на
голову. Что делать?» Конечно, бывают случаи и иного свойства.
Пожаловались люди на протекающую крышу. Выехала комиссия. А там в листе
шифера просверлена дырка, через которую выведена антенна. Причем
сделали это не те, кого заливает, а их добрые соседи... И все же
Алексей Гусев подчеркнул, что нехватка средств — проблема общая, а вот
решают ее везде по–разному. Отсюда и результат: например, в
Молодечненском районе практически никаких нареканий на местное ЖКХ, а в
Минском — поток жалоб и обращений.
Поутихли страсти и по
домам повышенной комфортности. Заместитель министра ЖКХ Николай Липень
сказал: «Всем местным службам мы дали разъяснения: дом площадью более
200 квадратных метров считать «повышенной комфортности» только в том
случае, если в нем есть и свет, и отопление, и вода (и горячая, и
холодная), и канализация. Если хоть чего–то одного нет (например,
горячей воды), то такой дом не может быть отнесен к «повышенной
комфортности». Сейчас все списки на местах пересматриваются».
На
полях замечу, что здесь обозначается еще одна серьезная проблема. Как
считает А.Гусев, работники ЖКХ зачастую не умеют общаться с людьми и
банально доводить до них четкую и правдивую информацию. «Часто на
приеме людям бывает достаточно точной даты — когда им сделают капремонт
или когда проложат дорогу. А когда пытаются отделаться отписками или
кормят «завтраками», естественно, это вызывает недовольство у людей». К
слову, в общественном объединении «Белая Русь» считают, что проблемы у
ЖКХ не столько с финансированием, сколько с кадрами. «К сожалению,
образ сантехника нисколько не изменился, — говорит заместитель
председателя республиканского совета «Белая Русь» Сергей Пигарев. — Мы
вынуждены признать, что в этой отрасли работают не самые
профессиональные люди, отсюда и качество работ, и недостаточно
хозяйское отношение к средствам. В наши общественные приемные люди
обращаются в основном с проблемами благоустройства дворов, сроками и
качеством капремонта».
У Министерства ЖКХ сегодня к проблемам
изношенного жилого фонда добавляются, как ни странно, и проблемы с
новыми домами. А гарантийный срок (читай: ответственность строителей)
ограничивается всего лишь двумя годами. Потом возникающие трещины, течи
и все остальное — головная боль и средства коммунальников. Плюс в
бюджете дырка размером 8 процентов неоплаченных коммунальных услуг. На
дырки по нашей традиции мы только ставим латки. Как научиться не
ремонтировать с помощью проволоки и скотча, а делать капитально, да и
научить людей к этому бережно относиться, большой вопрос. Но хуже
всего, что вариантов, как его решить, пока нет. Значит — надо искать...