Все готово для конкурсной продажи акций 5 государственных
предприятий. Бобруйский машиностроительный завод, волковысский «ВолМет» и
Лидский литейно–механический завод попытаются найти новых хозяев 18
августа. А торги по барановичскому «Бархиму» и «Речицкому текстилю»
запланированы на сентябрь–октябрь. Это, можно сказать, пилотная
приватизация. Она обсуждалась с Международным валютным фондом еще в
прошлом году, когда Беларусь и МВФ совместно работали по программе
«стэнд–бай».
Продажа
акций всех 5 предприятий впервые будет проходить с участием иностранных
консультантов. К приватизации путем проведения конкурса привлекли три
компании: «Эрнст энд Янг», «Юнитер» и «КПМГ». Как объяснили в
Госкомимуществе, с ними заключены инвестиционные соглашения, соблюдается
вся процедура работы по предприятиям. И никаких сложностей в работе с
агентами нет.
Конечно, сказать, что вокруг покупки предприятий
ажиотаж, нельзя. К августовскому аукциону есть только одна заявка. К
Бобруйскому машиностроительному заводу интерес проявила известная
компания, работающая именно в этой отрасли с годовым оборотом 1 миллиард
долларов. Ее название и страна происхождения пока не разглашаются.
Нашла инвестора компания «Юнитер».
«Бобруйский
машиностроительный завод — не простой актив, — говорит Андрей Дерех,
директор «Юнитера». — Тут важно, чтобы инвестор хорошо разбирался в этом
рынке, чтобы знал, как управлять этим предприятием в будущем, как его
развивать. И мы бы хотели рассматривать эту продажу как точечный
проект». В компании убеждены, что для более эффективного развития
Бобруйского машиностроительного завода стоит подумать о проведении
прямых переговоров с инвестором. Во–первых, это позволит в отличие от
аукциона лучше узнать и самого покупателя, и его планы. А во–вторых,
любой инвестор любит, когда ему уделяют индивидуальное внимание. Тем
более что сегодня под влиянием мирового финансового кризиса ситуация на
инвестиционном рынке очень изменилась. Теперь здесь условия диктуют не
продавцы, а покупатели. Ведь если еще 3 года назад было модно
приобретать какой–то актив, то сейчас все наводят порядок внутри уже
имеющихся активов.
«Беларусь сделала за эти годы немало важных
шагов, — констатирует А.Дерех. — Мы значительно улучшили позиции в
международных рейтингах, видны конкретные шаги по либерализации. Но
сегодня к продаже активов, тем более проблемных, уже надо добавить
что–то еще. И, конечно, встречать инвесторов мы должны хлебом–солью».
Под этим «что–то еще» специалисты подразумевают несколько ключевых в
приватизации моментов.
Прежде всего в компании уверены, что
для прихода стратегического инвестора, а именно такой покупатель ценнее
всего, нужно предприятия подготовить. Им необходимы хороший маркетинг и
продвижение — то же, что мы делаем перед продажей с товарами. Может
быть, некоторые заводы нужно реструктурировать. Нужны убедительные
качества, которые делают эту покупку интересной и перспективной. Тем
более когда мы предлагаем проблемные или убыточные предприятия. Новый
хозяин должен понимать, как вывести его из этой ситуации и что ему это
даст. «Вот, например, «Бархим» — наиболее привлекателен из всего
предложенного списка, — считает А.Дерех. — Прежде всего потому, что есть
широкие возможности для продажи его продукции на внутреннем рынке. И
те, кто понимает в этом бизнесе, они это видят, это несомненный плюс.
Сложнее, когда предприятие в Беларуси, а рынок сбыта — внешний. Тут уже
покупаются «мозги». А просто пустые заводы или площади никому не нужны —
сейчас в мире таких площадок море».
Почему же только одна
заявка поступила на выставленные на продажу активы? В компании «Юнитер»
уверены, что и такой результат неплох. На сегодня это скорее успех, чем
неудача.
Кстати, «Юнитеру» в поиске инвесторов помогает то,
что сама инвестиционная компания — белорусская. Хорошо знакома с
ментальностью, конкурентными преимуществами страны, ее особенностями. И
способна донести нужную информацию до потенциальных инвесторов. Однако и
без иностранного опыта нам пока не обойтись. Ведь приватизация в нашей
стране, по сути, только начинается. На продаже первых 5 ОАО будут
учиться и государство, и инвестиционные агенты, и сами руководители
предприятий.