Дни
Всемирной выставки друг на друга и похожи, и различаются: не близнецы,
но двойняшки. Начнем с того, что люди, которые приходят на выставку,
каждый день разные. При цене 150 юаней (почти 22 доллара США) за билет
редко кто бывает здесь чаще одного раза — накладное по китайским (и не
только) меркам удовольствие получается. Тем не менее интерес к выставке
настолько велик, что люди едут из всех уголков Китая: шутка ли сказать —
за один день здесь можно совершить кругосветное путешествие. А 22
доллара за кругосветку — совсем недорого. Есть и те, кто приходит на
выставку бесплатно, — шанхайцы. Мэрия им подарок такой сделала: всем, у
кого есть постоянная шанхайская прописка (да–да, в Китае институт
прописки тоже имеется), доставили один билет на выставку на каждого
прописанного (а это около 15 млн. человек) и транспортную карточку
стоимостью 200 юаней (почти 30 долларов). Широкий жест власти города
объяснили так: за многолетнее терпение. Интенсивная подготовка к «ЭКСПО»
шла семь лет, и все эти годы горожанам приходилось мириться с шумом
бульдозеров и самосвалов, перекрытыми дорогами и неудобствами в работе
транспортной системы. Сегодня все это позади, и гордые шанхайцы ходят на
выставку бесплатно. И ездят, конечно, тоже, расплачиваясь той самой
подарочной карточкой от мэрии. Двести юаней — сумма вполне приличная:
одна поездка на самом дорогом виде общественного транспорта — метро —
стоит минимум 3 юаня (0,45 доллара, а вообще стоимость проезда зависит
от расстояния). Кстати, такой транспортной карточкой можно
расплачиваться и в такси, и во многих гастрономах — везде установлены
электронные считывающие устройства.
Шанхайцы фактом проведения
Всемирной выставки у себя дома, конечно, гордятся. Сравнивают это с
Олимпиадой в Пекине, но любят подчеркнуть различие: мол, два года назад в
Пекине Китай демонстрировал себя миру, а сегодня в Шанхае мир
показывает себя Китаю. Существенная разница, но об этом мы поговорим в
другой раз. А сейчас вернемся к шанхайцам, которых можно встретить в
любом уголке «ЭКСПО»: подавляющее большинство волонтеров на выставке —
из Шанхая. Работают бесплатно — за идею и из чувства гордости за родной
город. Некоторое время я наблюдала за Дай Ли — как она отвечала на
вопросы посетителей, показывала маршруты, рассказывала про павильоны.
Оказалось, что все ее знания почерпнуты из путеводителей по выставке,
потому что ни в одном павильоне она еще не была.
— А почему? Не успеваешь? Работы много?
— Нет, по условиям нашей работы мы не имеем права ходить в павильоны, мы должны работать на площадях, помогать посетителям.
— Разве не обидно? — недоумеваю я. — Быть здесь и не попасть в павильоны?
—
Вот отработаем две недели (обычный срок волонтерской службы. — И.П.), а
потом сможем воспользоваться своими бесплатными билетами от мэрии.
Приду и все рассмотрю. Вы поймите, для нас, шанхайцев, главное —
гордость за свой город, для нас большая честь принимать у себя весь мир.
Сказала
и побежала дальше: увидела семью, которая растерянно смотрела на карту,
пытаясь определить, где находится павильон Саудовской Аравии — самый,
между прочим, популярный на «ЭКСПО», если судить по очереди. Чтобы
попасть в этот «корабль пустыни», нужно отстоять 7 — 9 часов —
абсолютный рекорд для всемирных выставок.
Собрать у себя в гостях весь мир, как говорила Дай Ли, — дело, несомненно, хлопотное. Нужно предусмотреть тысячи нюансов.
Утро
«ЭКСПО»
открывается для посетителей в 9 утра, но павильоны начинают жить
намного раньше. Я тоже иду на «ЭКСПО» пораньше, хочу увидеть, как
оживает павильон Беларуси. До девяти еще далеко, а на подступах к
воротам уже толпы. В Китае я обнаружила, что многие выражения, которые
всегда казались образными, на самом деле вполне материальны — их можно
не только осмыслить и вообразить, но и увидеть материальное воплощение.
То, что я наблюдаю у ворот «ЭКСПО», называется «море людей» — оно живое,
подвижное, дышит, волнуется... Обладает силой — точно: как и океан,
может смести, играючи. Поэтому охранников много, а правила допуска
строгие: например, проносить любую жидкость на территорию выставки
категорически нельзя. Запасся минералкой? Напрасно — в корзину. На
территории работают десятки фонтанов с питьевой водой, естественно,
бесплатной. Магазины, торгующие газировкой, в самом начале работы попали
под огонь критики: посетители сочли цены в них завышенными.
Организаторы откликнулись почти сразу: цены понизили до средних по
городу. То же самое повторилось с питанием в ресторанах.
Мелочей
в местах, где ежедневно собирается до полумиллиона (а иногда и больше)
человек, не бывает. Вот, например, такая прозаическая вещь — туалеты. А
каждый, кто хоть однажды бывал на рыцарском турнире или пивном
фестивале, знает, как нехватка этой «прозы жизни» может испортить
праздник. В Шанхае точно не испортит: здесь установлено рекордное в
истории всемирных выставок количество туалетов — почти восемь с
половиной тысяч.
...Примерно за 20 минут до девяти утра
начинает оживать белорусский павильон: сначала вспыхивает один ряд ламп,
за ним — другой, постепенно все внутреннее пространство выходит из тени
на свет нового дня. Последним оживает купол: сначала на нем возникает
образ города (вроде собирательный, но вполне для нас узнаваемый), а
потом — едва заметная точка. Точка растет, увеличиваясь в размерах и
обретая крылья в прямом смысле: это аист кружит над городом. Для
большинства китайцев — птица практически неизвестная, а потому
экзотическая. Завораживает.
В девять утра людское море,
волновавшееся у входных ворот, кажется, прорвало плотину и начало
стремительно растекаться реками по странам–павильонам. Многие бегут,
чтобы оказаться первыми в очереди. Потому что очереди, скажу я вам, это
отдельная и, как всегда, неблагодарная тема. Многочасовые стоят в
павильоны Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Японии,
Швейцарии... К павильону Беларуси многие тоже бегут: его расписной фасад
виден издалека и привлекает очень многих. Вообще, как мне кажется, если
бы проводили конкурс на самый фотогеничный фасад, наш был бы среди
главных претендентов на победу. Фотографирование — любимое развлечение
посетителей выставки: все снимаются со всеми, и даже моя (почти никакого
отношения к «ЭКСПО» не имеющая) физиономия теперь есть во многих
китайских домашних альбомах. «ЭКСПО» — это праздник, который хочется
унести с собой.
День
Кроме настроения, можно
унести еще и сувениры с символом выставки — забавным голубым человечком
Хайбао — «Сокровищем мира». Он напоминает иероглиф «жэнь» — люди, а
чтобы оправдать свое происхождение, одевается в разные одежды: то он
горячий мексиканский парень с гитарой и в сомбреро, то лихой ковбой в
шляпе. В белорусской национальной одежде Хайбао, правда, замечен не был,
а жаль, это упущение организаторов.
День
близится к полудню, а реки людей текут ближе к ресторанам, которых на
территории «ЭКСПО» десятки, причем на любой вкус. Самый популярный,
конечно, китайский, но и другие не обижены: национальные рестораны в
своих павильонах открыли многие страны — Уругвай и Куба, Чехия и Польша,
Турция и Норвегия, Литва, Украина и Россия. Хит сезона — украинский
борщ, который отлично продается, несмотря на заоблачную по местным
меркам цену: 8,5 доллара за тарелку. Официантки (в основном украинские
студентки, которые учатся в шанхайских вузах) только и успевают, что пот
со лба вытирать (что такое плюс 37, вы уже знаете, но в Шанхае при этом
влажность воздуха до 90%), крошки со стола смахивать да тарелки менять
(посуда только одноразовая — еще одно требование организаторов, говорят,
из соображений безопасности). Правда, честно признаются, что основные
их клиенты — не китайские посетители, а сотрудники соседних павильонов:
россияне, литовцы, поляки и белорусы, то есть те, для кого борщ с
пампушками не столько экзотика, сколько ностальгия по временно далекой
родине.
...В это время в белорусском павильоне о тарелке борща
задумываются, но привычно откладывают на потом — слишком много дел.
Активно работает сувенирная лавка. Когда готовились к поездке в Шанхай,
просчитывали, что из белорусской продукции можно будет продать «на
память». Казалось бы, Китай — мировая фабрика, здесь есть все. Простой
пример: в моей обширной коллекции тарелок с видами городов, в которых
побывала, больше половины — сделаны в Китае, хотя куплены на разных
континентах. Но оказалось, что и сами китайцы, которые, конечно,
приобретают Хайбао во всех видах и одеждах, в то же время охотно
покупают то, что произведено за пределами Поднебесной: с одной стороны,
экзотика, с другой — престижное и материальное подтверждение своего
присутствия на всемирном празднике узнавания друг друга.
В
сувенирную лавку белорусского павильона всегда стоит очередь. Китайский
спрос на белорусскую продукцию и порадовал, и удивил: мы делали ставку
на изделия из льна и соломки, а самыми большими хитами продаж неожиданно
для нас самих оказались часы фабрики «Луч», хрусталь и фарфор из
Добруша. Пришлось дозаказывать в Беларуси, но, говорят, такие «просчеты»
приятны. И, кстати, лен с соломкой тоже раскупают, просто не так
активно, как ожидалось.
Вечер
Пока
одни делают покупки, другие отдыхают у «озера» — оно «разлилось» в
самом центре белорусского павильона. Конечно, созданное художником, но
это не мешает почувствовать на его берегу приятную вечернюю прохладу.
То, что Беларусь — синеокая, для нас прописная истина, почти шаблон. А
вот для китайцев, чьи города изнывают от жажды, то, что мы свои озера
еще «не выпили», новость и почти откровение. Наше «озеро» — ровно под
куполом, на котором с утра парит аист. Правда, с каждым часом он
выглядит все более уставшим. Или это только кажется? На Шанхай и
Всемирную выставку опускается вечер, и многие справедливо считают, что
это самое красивое здесь время. Дневная духота уходит, зажигаются тысячи
разноцветных огней, начинает работать музыкальный фонтан, его струи
пляшут под классическую музыку. Кстати, на вечернее (с 17.00) посещение
«ЭКСПО» билеты дешевле — по 90 юаней (чуть больше 13 долларов).
...Людей
по–прежнему много, ведь вечер — самое «культурное» время. Хотя и днем
концертов очень много (в общей сложности 200 в день), вечером вся
«ЭКСПО» превращается в огромную концертную площадку, только и успевай
бегать между континентами, ведь на площадях Европы, Азии, Африки,
Америки и Океании — большие сцены, выступления на которых расписаны до
последнего дня работы Всемирной выставки.
Вечер — мое любимое
время на «ЭКСПО»: можно не спеша побродить между павильонами,
полюбоваться их замысловатой архитектурой, почувствовать ритм планеты.
...В
22.00 двери белорусского павильона закрываются. «Приходите завтра», —
говорят тем, кто не успел сегодня попасть внутрь. Завтра будет новый
день — снова немного сумасшедший, но и радостный тоже.