В Москве разоблачили мошенников, жертвами которых были даже генералы
Главное
следственное управление ГУВД Москвы завершило расследование уголовного
дела в отношении членов крупной мошеннической группировки,
специализировавшейся на так называемых автоподставах — вымогательстве
денег у автовладельцев при помощи имитации ДТП. Входило в нее более 25
человек, но главной отличительной чертой ее была вовсе не численность, а
поистине филигранная техника обмана.
Театр на колесах
В
отличие от прочих «коллег по цеху» охотились члены этой группировки не
на женщин или начинающих водителей, которые чаще всего и становятся
жертвами автоподстав, а исключительно на «крупную рыбу» — владельцев
самых дорогих иномарок из числа мужчин солидного возраста. Такие люди
обычно считаются самыми «неудобными» для обмана — большой жизненный опыт
и, как правило, широкий круг знакомств в самых разных структурах
позволяют им уверенно чувствовать себя в любых конфликтных ситуациях,
тем более на дороге.
Но члены разоблаченной группировки смогли
довести свою технику до столь высокого уровня, что спокойно надували не
просто богатых и уважаемых людей, справедливо полагая, что у них в
первую очередь всегда можно чем–то поживиться, но и сотрудников самих
правоохранительных структур — МВД, генпрокуратуры и других. В числе
жертв этой группировки оказались даже несколько генералов.
По
данным следствия, организована группировка была в мае 2008 года
детдомовцем из Ташкента Александром Смирновым, ранее судимым за
мошенничество. В Москву он приехал вскоре после освобождения из колонии
и, задумав новый «проект», собрал более 20 своих земляков.
Все
детали махинаций были тщательно продуманы и просчитаны, участники
группировки практически никогда не импровизировали, строго выполняя
указания Смирнова. На дело выезжали, как правило, ранним утром, когда
машин на дорогах еще немного, чтобы иметь «свободу маневра». Действовали
аферисты обычно двумя экипажами. Один находился в машине, которая
должна была попасть в мнимое ДТП (причем использовались дорогие
автомобили — Mercedes–Benz S, BMW Х6, Mazda 6, Jaguar, Volvo, Cadillac,
Lexus 470), и состоял из исполнителей главных ролей. Вторая, своего рода
«штабная машина» — с нужным оборудованием и «группой поддержки» в лице
подставного инспектора ГИБДД, страхового агента, дорожного рабочего и
т.д., — следовала чуть поодаль.
Поначалу обе машины вместе
активно вели поиск подходящего клиента, внимательно высматривая попутные
машины и постоянно поддерживая связь по рации. Согласно придуманной
Смирновым схеме их интересовали самые дорогие автомобили, в которых не
было никого, кроме водителя.
Как только соответствующий клиент
находился, первый экипаж шел на минимальное сближение с его
автомобилем, после чего в него бросали кусок мыла. Звук от этого удара и
становился тем самым мнимым ДТП. После этого водитель якобы
пострадавшей машины убеждал жертву съехать на обочину, чтобы разобраться
в происшедшем. Сам он сообщал клиенту, что, мол, он тоже толком не
понял, что случилось, и лично у него претензий нет, но несколько
вопросов имеется у его шефа, которого он везет. После этого водитель
садился обратно в машину, а из салона выходил тот самый «шеф» —
представительного вида мужчина, который называл себя сотрудником
генпрокуратуры или ГУВД, обязательно показывая удостоверение. Он обходил
свою иномарку и с досадой обнаруживал какое–нибудь повреждение —
разбитый подфарник, помятое крыло или бампер, — которое, как установила
позже экспертиза, на самом деле было нанесено заранее.
Скрытая угроза
Во
время этого разговора поблизости обычно оказывался «дорожный рабочий»,
который деловито шел с каким–нибудь инструментом или ведрами, и, улучив
момент, когда жертва смотрит в другую сторону, повреждал лакокрасочное
покрытие ее автомобиля, чтобы у его владельца не возникло сомнений в
совершившемся ДТП. Происходило это все даже без намека на какое–либо
давление на клиента — «шеф» продолжал с ним доброжелательный разговор,
обсуждая обычные в таких ситуациях детали, что, мол, надо позвонить в
страховые компании, стоит ли вызывать сотрудников ГИБДД и т.д. При этом
лжеправоохранитель между делом «на всякий случай» спрашивал у жертвы
номер его мобильного телефона и тайком передавал его SMS–сообщением
своим помощникам.
Далее «виновнику» аварии предлагалось
позвонить в его страховую компанию или милицию, чтобы побыстрее все
закончить и разъехаться, но дозвониться человек, как назло, никуда не
мог — возникали вроде как сбои со связью. На самом же деле аферисты,
находящиеся неподалеку в «штабной машине», с помощью специального
оборудования глушили его вызовы. После того как клиент уставал бороться с
телефоном, ему звонил мнимый страховой агент, который спрашивал об
обстоятельствах инцидента, а потом уверенно заявлял, что раз клиент
скрылся с места ДТП — не сразу остановился после удара, то данная
ситуация не подпадает под страховой случай и страховая компания не будет
возмещать ущерб. За этим звонком следовал следующий, уже якобы от
сотрудника ГИБДД, который сообщал, что внимательно следит за
происходящим на дорогах через устройство видеофиксации, камеры которого
зафиксировали ДТП, а также то, что виновник с места происшествия
скрылся. При этом лжегаишник грозил «нарушителю» большим штрафом,
лишением водительского удостоверения на три года и административным
арестом на 15 суток.
Поскольку повреждения внешне были
незначительными, многие, чтобы побыстрее замять неприятную ситуацию,
соглашались возместить ущерб, полагая, что речь идет о небольшой сумме.
После этого аферисты в присутствии жертвы, а иногда и при ее участии —
под тем предлогом, «чтобы все было по–честному», фотографировали все
повреждения на их автомобиле и через интернет звонили в «гараж ФСО»,
где, как они поясняли жертве, стоит на балансе их автомобиль. При этом
обязательно отмечалось, что «пострадавшая» машина является
спецтранспортом — бронирована, оборудована спецсвязью и прочими
дорогостоящими опциями.
Когда сотрудник «гаража ФСО»
просматривал якобы присланные ему фото повреждений, он, как следует из
материалов дела, «по громкой связи диктовал стоимость ремонта». Суммы
оказывались завышены в десятки, а то и сотни раз. После всего этого
жертвы уже не удивлялись, что на место ДТП приезжала помощница «шефа»,
которая тут же предлагала проехать за деньгами в банк, к ним домой или
офис, чтобы наконец инцидент был исчерпан.
Суммы, которые люди
соглашались отдавать, были разные, но в большинстве случаев расчет
мошенников оказывался точным — их жертвы имели свободные и немалые
деньги и испытывали при этом если не трепет, то почитание перед важными
структурами и большими должностями. Некоторые платили полностью по
расценкам мнимого гаража ФСО — несколько сотен тысяч рублей или даже
миллионы. За время расследования удалось найти 28 жертв этой
группировки, среди которых оказались даже генералы различных
правоохранительных ведомств.
На минских улицах «кидалы» не появляются
Масштабы
и наглость преступников, конечно, впечатляют. С другой стороны, в
России, а особенно в Москве, автоподставами никого не удивишь. Да и
«корочки» различных служб, изготовленные весьма профессионально,
продаются там на каждом углу. А есть ли риск нарваться на столь
мастеровитых «кидал» в Бресте, Минске или Гомеле?
«В нашей
стране подобный сценарий практически невозможен!» — дружно заверили
гаишники, милиционеры и страховщики. Из последних случаев классических
автоподстав специалисты припомнили разве что историю в Столбцовском
районе, где три года назад задержали группу «умельцев», также
инсценировавших несколько ДТП. Схему они использовали простую — вариант с
перестроением. За выбранной жертвой пристраивался автомобиль, который
начинал сигналить и светить фарами, требуя уступить дорогу. На соседней
полосе тем временем «автокиллер» уже ждал, пока жертва совершит маневр,
чтобы под нее «подставиться».
Но этот факт — лишь исключение,
подтверждающее правило: подобный вид мошенничества, к счастью, у нас не
прижился. По словам заместителя генерального директора Белорусского бюро
по транспортному страхованию Петра Сусекова, поспособствовало этому
законодательство: автомобили застрахованы по «автогражданке», поэтому
финансовый вопрос перед водителями, попавшими в ДТП, не стоит —
страховые компании сами произведут расчет.
Некоторые
пользователи интернета, впрочем, утверждают, что мошенники на минских
улицах все–таки промышляют — просто их немного и они не «наглеют».
—
«Ауди» темного цвета без габаритных огней резко перестроилась перед
моей машиной и дала по тормозам, а по бокам откуда ни возьмись появились
две машинки, ехавшие параллельно, — вот типичное описание поведения
мнимых «кидал» с одного из автомобильных форумов. — «Ауди» тормозила и
набирала скорость раза три. Когда поняли, что результата нет, вся троица
переключилась на соседнюю машину.
Подстава или совпадение?
Скорее, второе. Недисциплинированных водителей–«хамов» на наших дорогах
хватает. Если же вы все–таки боитесь попасться на удочку мошенникам,
сейчас можно легко обезопасить автомобиль различными техническими
средствами. К примеру, купить видеорегистратор — миниатюрную цифровую
камеру, способную в режиме нон–стоп записывать видеоинформацию на карту
памяти. Устройство обойдется примерно в 300.000 рублей. За такие же
деньги можно установить и приличную видеокамеру заднего вида. В случае
спорной ситуации будете уверены, что свою правоту, подкрепленную
«картинкой», докажете легко.
На страх и риск
Если
подстав у нас все же нет, то другая типичная для автомобильного мира
проблема — страховые мошенничества — по–прежнему актуальна. Так,
несколько лет назад в Могилеве хозяин автомобиля пытался получить около
15 миллионов рублей, размахивая полисом «Автокаско». Как выяснили
специалисты страховой компании, куда он обратился, машина была бита уже
не раз, а ее владелец по непонятным обстоятельствам попадал в ДТП трижды
в течение 12 месяцев. Понятно, что деньги он не получил.
—
Пик таких преступлений пришелся на 2000 — 2004 годы, когда в страховых
фирмах еще не было компетентных специалистов, способных провести
собственное расследование, а юридические отделы не занимались
криминалом, — рассказали в службе безопасности одной из минских
страховых компаний. — Тогда, по статистике, 15 — 20 процентов доходов
страховщиков уходило на содержание мошенников. Сейчас цифры немного
ниже, но ситуация все равно далека от идеальной. Мошенники стали хитрее,
уже не идут на крупные аферы, зная, что по мелочи отследить их труднее.
Вот
типичная схема: из–за рубежа приходит битая машина с комплектом новых
деталей для замены. Человек их меняет, оформляет договор страхования. А
после происходит обратный процесс: демонтируется какая–нибудь из
комплектующих (к примеру, фара), вместо нее с «полки» снова берется
битая. Автомобиль ставится в оживленном месте, где нет камер — у
небольшого магазина, во дворе и т.д. На СТО мошенники берут осколки от
фар, аккуратно их высыпают, чтобы выглядело правдоподобнее. А потом
вызывают ГАИ: мол, кто–то ударил, а кто — не знаю. Дальше — дело
техники: получаешь справку от ГАИ, едешь к страховщикам за деньгами... С
учетом того, что во многих моделях автомобилей фары стоят по 1.000
долларов, а комплект зеркал может обойтись и в 6 раз дороже, прибыль
неплохая. Однако и такие хитрости, заверяют сотрудники служб
безопасности, можно раскусить. Одна беда: случаев много, за всеми не
уследишь.
После последних изменений в законодательстве
(напомним, у водителей теперь появилась возможность разобраться на месте
аварии, не вызывая ГАИ, если ущерб составил менее 200 евро и участники
ДТП пришли к обоюдному согласию) многие эксперты предположили:
количество случаев мошенничества увеличится. Снова вспомнили об идее
создать общую базу данных «неблагонадежных страхователей», куда будут
занесены автовладельцы, пользующиеся полисом слишком часто.
—
Пока никакого «всплеска» не произошло, — отмечает Петр Сусеков. —
Большинство водителей продолжают вызывать на место ДТП сотрудников ГАИ,
предпочитая самостоятельно в ситуации не разбираться.