Исполнилось 10 лет одной из самых трагичных катастроф в современной
истории. 12 августа в Баренцевом море во время учений Северного флота
погиб атомный подводный ракетный крейсер «Курск» со 118 членами экипажа
на борту.
Причины гибели новейшей подводной лодки с одним из
лучших экипажей с первых же дней обросли множеством версий и слухов.
Спустя 10 лет в западной прессе, да и в России опять обсуждают гибель
атомохода и вновь ставят под сомнение результаты официального
расследования генпрокуратурой, которая не нашла виновных. Никогда,
конечно, не смирятся с потерей мужей, отцов и сыновей родственники
погибших моряков.
Что известно достоверно и не подвергается
сомнению? 10 августа 2000 года АПРК «Курск» вышел на учения Северного
флота. Утром 12 августа он условно атаковал крылатой ракетой «Гранит»
эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота
атомным крейсером «Петр Великий». Через несколько часов подлодка должна
была добить условного противника учебными торпедами.
Однако в
назначенное время вместо движения торпеды гидроакустик на крейсере «Петр
Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло.
Командир «Петра Великого», капитан первого ранга Владимир Касатонов,
выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным
флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался,
что произошло. Ему ответили: «Включилась антенна радиолокационной
станции».
На самом деле на крейсере ощутили последствия взрывов на «Курске», который находился в 40 километрах от «Петра Великого».
Каковы версии случившегося? Официальная заложена в итогах расследования генпрокуратурой.
Взорвалась
учебная торпеда, которая находилась в торпедном аппарате и уже была
готова к пуску. От взрыва мощностью 300 килограммов в тротиловом
эквиваленте погиб весь личный состав первого отсека. Крышка люка
торпедного аппарата и хвостовая часть торпеды летели со скоростью 600 —
800 метров в секунду, буквально сминая все на своем пути. Через 136
секунд взорвались остальные торпеды. После этого от ударной волны и
поступившей забортной воды погибли подводники носовых отсеков, вплоть до
пятого–бис. Надо сказать, что если бы такой взрыв произошел на воздухе,
то образовалась бы воронка размером как минимум с футбольное поле. Тут
же ударная волна вместе с водой пошла внутрь лодки, как поршень, который
разрывал прочные переборки, как бумагу.
Волею
случая гибелью «Курска» автору этих строк пришлось заниматься с момента
первого официального сообщения 13 августа о том, что «лодка легла на
грунт», и до момента подъема останков ракетоносца и постановки его в док
Росляково. Все это время я вел официальный сайт «Курск.страна.ру», где в
режиме онлайн появлялась оперативная информация о спасательной
операции. После этого еще год писал о ходе расследования. В конце 2004
года появляется неожиданное предложение от генеральной прокуратуры
написать сценарий и снять фильм по книге генпрокурора Владимира Устинова
«Правда о «Курске». На первой же встрече я честно сказал, что не совсем
доверяю официальной версии об отсутствии виновных в этой катастрофе и
считаю, что прокуратуре есть что скрывать. Старший следователь по особо
важным делам главной военной прокуратуры Артур Егиев не стал меня ни в
чем убеждать, принес в свой кабинет все 118 томов дела и еще пару
десятков томов с видеоприложениями и сказал: «Тут все — изучай и сам
делай выводы». Я опять засомневался — дело ведь можно сфальсифицировать.
Да, можно, согласился Егиев, но только когда его ведет один человек.
Тут же работала бригада почти из 50 следователей, экспертизы проводили
сотни экспертов из различных организаций от военных до
криминалистических и гражданских, а показания давали почти 1.000
свидетелей. Если бы кто–то что–то утаил, то рано или поздно это бы
всплыло.
После этого на протяжении нескольких недель я каждый
день ходил в ГВП, как на работу, — читал дело, смотрел видео и делал
выводы. Кстати, тома под грифом «Секретно» не имели никакого отношения к
тайнам следствия — это «обычная» военно–морская информация,
относившаяся к специфике учений, которую положено «секретить».
Первоначально
уголовное дело было заведено по статье о нарушении правил судовождения,
которое повлекло столкновение и гибель лодки, но уже к концу августа
становится понятно: ближайший российский корабль находился в 40
километрах от «Курска». Остаются еще 18 версий, в том числе
торпедирование или столкновение с иностранной лодкой, подрыв на мине
времен войны, диверсия и многие другие, одной из последних шла версия о
внештатной ситуации на борту, но ее всерьез особо никто не воспринимал.
Первостепенной
была американская версия. В ее пользу говорило то, что «Курск» за
несколько недель до этого вернулся с боевой службы из Средиземного моря.
Надо напомнить, что как раз в это время проходили натовские
бомбардировки Сербии. Так вот «Курск» в это время не только незамеченным
два раза прошел Гибралтарский пролив, буквально нашпигованный
противолодочной аппаратурой, но умудрился еще долгое время следить за
американской авианосной эскадрой, буквально находясь под днищем
авианосца. После этого ряд американских морских военачальников были
сняты со своих постов. Говорят, что «Курск» и командир Лячин стал чуть
не личным врагом американских ВМС. Поэтому вполне логично было, что
русским могли отомстить.
Что отвечает на это следствие
генпрокуратуры? Еще в то время, когда проводилась операция по подъему
тел, параллельно поднималось то, что осталось от первого отсека —
несколько тонн обломков. Так вот ни одного кусочка от иностранной лодки,
торпеды или взрывчатки найдено не было. Оставалась версия столкновения —
в Норвегии 18 августа неожиданно появляется явно поврежденная
американская лодка «Мемфис». «Столкнулся «Запорожец» с КамАЗом», —
сказал на это конструктор «Курска» Игорь Баранов. У нашей лодки
водоизмещение в два раза больше американской, и в случае столкновения
«Мемфис» не просто бы получил повреждения — он бы погиб. Кстати, прочный
корпус «Курска» был спроектирован так, что был способен выдержать
небольшой ядерный взрыв, не говоря об обычном попадании торпеды.
После
подъема все увидели внушительную дыру в районе четвертого отсека.
Напрашивался вывод: вот оно — попадание торпеды. После экспертизы
выяснилось, что никакого внешнего воздействия на корпус не было, а дыра —
следствие мощнейшего взрыва, из–за которого прочный корпус буквально
повело гармошкой. Именно из–за этой деформации не могли присосаться к
аварийному люку 9–го отсека и российские спасательные аппараты с
«Рудницкого» — они буквально качали море в море.
Что касается
версии о том, что уцелевшие в 9–м отсеке подводники жили еще несколько
суток и их могли бы спасти, следствие и судмедэксперты дают однозначный
ответ — не могли.
После взрыва в живых остались только 23
человека в кормовой части лодки. Их возглавил капитан–лейтенант Дмитрий
Колесников. Вместе с другими уцелевшими офицерами он принял решение:
остаться в не потерявшем герметичность 9–м отсеке и ждать помощи.
«Шансов, похоже, нет. Процентов 10 — 20», — писал в темноте Дмитрий
Колесников. Последняя запись датирована 15.15 12 августа, то есть спустя
4 часа после взрыва. Почему они не вышли? Следователи говорят, что,
скорее всего, не успели. В 9–м отсеке произошла еще одна трагическая
случайность — из–за попадания воды взрывается регенерационная пластина,
которая вырабатывает из углекислого газа кислород. Происходит это
буквально в руках Колесникова, который погибает на месте. Как установили
судмедэксперты, остальные моряки умирают спустя секунды от отравления
угарным газом.
Да, были еще в уголовном деле вещи, которые не
особо афишировались. Например, почему не всплыл аварийно–спасательный
буй и «Курск» не смогли сразу найти? Оказалось, что ключ активации буя,
который находится на одном из постов внутри лодки, был не то что не
активирован — его даже не вставляли. Большую надежду следователи
возлагали на вахтенные журналы и записи бортовых самописцев. Журналы
нашли — но в них ни намека на аварию. Нашли так называемый «черный ящик»
«Курска» — искореженный бортовой самописец «Снегирь». Эксперты сделали
невозможное — восстановили пленки, пролежавшие год на глубине 100
метров. Последняя запись оказалась докладом об успешной стрельбе
«Гранитом», а дальше на бобинах была записана музыка и голоса касаток,
которые и крутились по внутрикорабельной трансляции, вместо того чтобы,
как положено, писать все, переговоры и команды на лодке. Было выявлено и
еще много мелких и более крупных нарушений, но все они, по выводам
следствия, не имели отношения к катастрофе и никак на нее не повлияли.
Поэтому экипаж никто обвинять не стал.
Так в чем же причина
гибели, если американцы не виноваты, экипаж не виноват? Причина во
взрыве практической 650–миллиметровой торпеды, а точнее, резервуара
окислителя. Почему следователи в этом уверены? Потому что были найдены
фрагмент хвостовой части этой злополучной торпеды и развороченный
резервуар окислителя, в котором и произошел первоначальный взрыв. В
течение нескольких месяцев в институте криминалистики ФСБ проходила
взрывотехническая экспертиза. Аналогичную торпеду сбрасывают с большой
высоты на бетонные плиты, под ней разводят костер. Под резервуар
окислителя закладывают несколько килограммов взрывчатки. Один и тот же
результат — взрыва не происходит. Эксперты делают вывод, что
воздействовать на резервуар снаружи невозможно — взрыв мог произойти
только внутри.
Но на самый главный вопрос, в чем же все–таки
первопричина взрыва, ни следователи, ни эксперты ответить не смогли.
Были предположения о человеческом факторе: «Курск» этой торпедой с
момента спуска на воду ни разу не стрелял и даже ее не эксплуатировал.
Но сложно представить, что экипаж мог не следить за капризной торпедой и
не стравливать перекись водорода, тем более что на борту был
флагманский минер дивизии подводных лодок, который «толстушку» знал как
свои пять пальцев. Возможно, что это мог быть заводской дефект.
Возможно, что–то пошло не так при заряжании в торпедный аппарат. Эта
тайна после взрыва 12 августа 2000 года так и останется неразгаданной на
дне Баренцева моря.