Чем больше ездишь по стране, тем больше замечаешь: островки милого
сердцу абсурда никуда не делись со времен Ильфа и Петрова. Где вы, новые
сатирики? Оглянитесь вокруг...
Торговый центр «Столица» —
место априори для Минска имиджевое. Здесь сосредоточено огромное
количество фирменных магазинов отечественных производителей,
представляющих в лучшем виде свою продукцию для всех желающих. Близость к
вокзалу определяет и контингент публики: тут много приезжих, гостей
столицы, иностранцев. По тому, как их обслужат, что предложат, они
составят уже какое–то первоначальное мнение о Беларуси, простирающееся
чуть дальше дипломатических штампов о «синеоком» крае озер и чистых
улиц. Но вот зайдет, скажем, какой–нибудь лондонец пропустить стаканчик
апельсинового сока в один из фирменных магазинов и прочтет объявление:
«Чтобы получить продукцию отдела кафетерия, необходимо встать в очередь
(слово очередь подчеркнуто) отдела печенья». Печенье в нагрузку, что ли?
Конечно, лондонцу оно не помешает — пригодится к вечернему чаю, но как
ему корректно объяснить, что у нас порой легче нагромоздить на листке
бумаги околесицу, чем просто привести количество продавцов в
соответствие с количеством отделов?
Хозяйственный магазин
«Логойский тракт» — большой, старомодный, прохладный. Чего тут только
нет: и садовый инвентарь, и люстры, и холодильники, и утюги (правда, нет
вентиляторов — ну да ладно)... Приближенность магазина к кольцевой
дороге и трассе Минск — Витебск также делает его обязательным пунктом
посещения приезжих. Магазин вроде и рад показать, что же такое сервис
по–столичному, на который должны равняться и все другие регионы. Правда,
чтобы никаких иллюзий не оставалось, тут же, прямо на газовой плите,
приклеен скотчем строгий текст на листке почему–то зеленого цвета:
«Магазин осуществляет доставку крупногабаритного товара (холодильники,
стиральные машины, газовые плиты) до подъезда (до подъезда —
подчеркнуто) и только в радиусе 5 километров от магазина». А если
коварные звезды сошлись так, что вас угораздило жить в 5,1 км от
«Логойского тракта»? Прощайте, люстры и холодильники? А что делать
одинокой пенсионерке, живущей на седьмом этаже и решившейся наконец на
покупку новой газовой плиты, которую ей доставили аккурат к дверям
подъезда, так и ночевать здесь же? Не для того ли и нужна доставка,
чтобы помочь покупателю доставить именно такой крупногабаритный груз? И
почему в частных магазинах никому в голову не придет вывесить такое
объявление, груз доставят вовремя и на любой этаж. Но частные магазины —
это, скорее, исключение из правил. Бывая в командировках, подобные
категоричные объявления я встречал везде — в торговых залах магазинов
Полоцка, Витебска, Гомеля, Орши, Речицы... Не хочет меняться наша
заповедная «страна Торговия». Живет она еще по вчерашним меркам. Так ей
проще и удобнее.
Предупрежден — значит вооружен, говорите?
Предупреждать нас в точках торговли любят. Мол, особо не наглей,
гражданин покупающий. Вот только предупреждают не о том. Никто и нигде
не вывесит объявление: «Граждане! Молоко прокисло, не покупайте!» Или:
«В корм представленного в рыбном отделе пангасиуса, возможно,
подмешивались антибиотики и стимуляторы роста, не исключено применение
генетически видоизмененных кормов, которые могут негативно сказаться на
здоровье человека, употребляющего данную рыбу в пищу»...
Ничего
подобного. Если и напишут, так, скорее, о какой–нибудь бюрократической
проволочке, административной неполадке, нестыковке... А так хочется
авторам этих строгих бумаг и объявлений посоветовать экономить чернила и
употребить фантазию на что–нибудь другое! Господа хорошие, не держите
нас за безграмотных мещан, не умеющих читать между строк.