Пора менять вывеску на двери моего кабинета. Вместо «отдел
экономики» предлагаю написать «отдел маркетинга». Потому что последние
несколько месяцев занимаюсь совершенно нежурналистским делом: продаю
радиаторы, трехколесные велосипеды, выясняю, куда исчезли чугунные
сковородки. Исключительно по просьбам читателей. Вы, наверное, как и я
прежде, думали, что у нас в экономике главная проблема загруженные
склады? А вот и нет, дефицит — беда ничуть не меньше. Причем не достать
самые разные и далеко не высокотехнологичные товары.
Вот
пример — чугунные сковородки. Прежде этого добра было — в каждом
сельмаге. Не знали, куда девать. Хозяйки, соблазненные рекламой,
бросились покупать модные тефлоновые. Оказалось, через пару лет можно
выбросить. А стоят недешево. Раскусив все эти замысловатые заграничные
штучки, покупатели вспомнили о проверенных временем образцах посуды.
Хоть и тяжелые чугунные сковородки, но зато антипригарные лет эдак на
пятьдесят. Пошли хозяйки в магазин, а уже поздно. Несколько лет наш
слуцкий завод «Эмальпосуда» трудно понять: не то работает, не то стоит.
Производство сковородок, казанов и горшков (тоже нынче в моде)
сократилось втрое, и практически вся эта продукция уезжает за рубеж.
Россияне забирают в обмен на металл. Кстати, обходится восточным
соседям наша чугунная сковородка в 30 — 40 тысяч рублей. А дефицит на
собственном рынке торговля закрывает импортом. Каждое ввезенное изделие
— от 200 тысяч. Такой вот «баланс».
С трехколесными
велосипедами история еще забавнее. Вот что рассказывает наш читатель из
Минска Андрей Трубчик. «Есть у моей мамы мечта — трехколесный велосипед
с багажником для поездок на дачу. От дома до участка 8 километров.
Решил сделать ей подарок. Поиски в интернете не дали ничего. Знакомые
порекомендовали обратиться в магазин при заводе «Мотовело». Поехал.
Продавец сказала, что данная модель не поступала в продажу больше двух
лет. И это при том, что спрос есть! Покупатели из Гомеля, Бреста и даже
из Москвы готовы брать трехколесные велосипеды. Чего ждет завод? Если
можете, помогите».
Помогли. Направили письмо читателя на
предприятие. Через месяц не только Андрей Трубчик, но и все, кто стоял
в очереди за велосипедами с минувшего года, желанной техникой
обзавелись. Теперь–то уж все пойдет как по маслу, наивно думала я. На
предприятии узнали, какой спрос на трехколесные велосипеды, и поспешат
его удовлетворить. Однако, на всякий случай, решила отлакировать успех.
Звоню в магазин. Прошу записать в очередь на трехколесник. «Сейчас
заявки не принимаем, — слышу ответ на другом конце провода и дальше
слово в слово, как написал А.Трубчик. — Завод выпускает этих моделей
мало и редко». «Сколько закажут, столько и сделаем!» — возражает другой
собеседник из велосипедной сбытовой компании. Что за чертовщина?!
Однако
никакой мистики — чистая экономика. Оказывается, чтобы выполнить
заявку, магазин должен наперед, как минимум за несколько месяцев,
профинансировать изготовление трехколесной модели. Завод работает
только по предоплате. То есть торговля берет кредит и спонсирует
производство. А если верить статистике, рентабельность наших сбытовых
сетей балансирует вокруг 1 процента. Собственных свободных денег у
торговли нет. А брать кредит, платить немалые проценты и ждать — кому
охота? Куда проще продать то, что отдают на реализацию, со скидками или
длительной отсрочкой платежа. Но такие условия могут предложить далеко
не все наши производители.
А некоторые заводы вообще не хотят
работать с розницей. Работают с крупными оптовыми потребителями.
Читатель из Витебска обратился в «СБ» с просьбой помочь купить
отопительные радиаторы. В своем городе ни на рынках, ни в магазинах
искомую вещь он не нашел. Почему? «Связаться с розницей, значит, нажить
себе головную боль, — прокомментировали в отделе маркетинга
завода–производителя. — Не платят годами, придется судиться, выбивать
деньги за давно проданный товар. И это в то время, когда спрос на наши
изделия и так зашкаливает. Заказы, в том числе и зарубежные, не
успеваем выполнять!» Понятно, что заводу удобнее работать со
строительными организациями. И платят оперативно, и объемы большие. Но
плохо, когда люди остаются с неудовлетворенным спросом.
Кстати,
радиатор читателю из Витебска мы тоже достали. Получили в ответ
благодарность. Но виданное ли дело, чтобы газета превращалась в отдел
маркетинга страны? Занималась продажей сковородок, велосипедов,
радиаторов? Ведь совершенно очевидно: отсутствие своего товара на
прилавках обязательно восполнится импортом. А потом опять будем
горестно вздыхать над отрицательным сальдо внешней торговли?