Сколько ни повторяй слово «опасно», безопаснее на дорогах не
становится...
Гаишники сетуют: «Наши водители ездить не умеют». Культурка, мол,
страдает. Однако что считать хорошим тоном, никто не уточняет. А
рекомендации по безопасному управлению машиной сводятся к банальному «не
превышайте», «соблюдайте требования знаков», «уступайте дорогу
пешеходам»... Немудреная стратегия! Но сколько ни повторяй слово
«опасно», безопаснее на дорогах не становится. Потому что мало голой
теории — городу, задыхающемуся от выхлопных газов, нужны свежие
альтернативные решения. А они вообще есть?
На тест.
Внимание. Старт!
...Под
лобовым стеклом машины закрепляем миниатюрную видеокамеру.
Устанавливаем GPS–трекер (устройство для записи координат маршрута),
подключаем оборудование к ноутбуку. Все! Поехали. Сейчас меня будут
тестировать специальная компьютерная программа и сотрудник Белорусской
ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Мария Мельниченко. Они
проанализируют стиль вождения с точки зрения безопасности и
экологичности. Кажется, проехать по четырем центральным минским улицам,
дорожные знаки которых я знаю наизусть, — плевое дело! Но первые
результаты шокируют.
— Средняя скорость — 25 километров в час,
— сразу огорошила меня Мария. — За все время в пути только 4 процента
составило ровное движение, около 14 процентов простоя и 30 — торможения!
Никогда бы не
подумал, что педаль тормоза делает столько «отжиманий» на один километр.
Надо бы ее почаще смазывать за такое усердие. А вот скорость неприлично
низкая, ведь все мы думаем, что ездим 60 «кэмэ» в час.
— А
давайте еще раз, — предлагаю повторить эксперимент. Уж больно
сомнительными показались результаты.
На этот раз еду предельно
осторожно. Меньше резких движений — больше концентрации. Пытаюсь
попасть в «зеленую волну». Плавно набираю скорость, не обращая особого
внимания на проносящиеся мимо джипы. В целом, кажется, я действовал
безопасно.
— Вероятность
сбить пешехода составляла 18 процентов, — подытожила результаты
специалист, — а получить боковой удар — 1 процент... Показатель
безопасности вождения средненький — 57 баллов. Чем он выше, тем хуже.
Для сравнения: абсолютный максимум — 300 штрафных очков.
Попытался
вспомнить, когда же мог сбить человека. Никто передо мной дорогу не
перебегал, значит, опасности не было?
— Это стереотип, который
всех сбивает с толку: отсутствие видимого препятствия будто бы отменяет
его, — замечает Мария. — Если бы водители могли полностью
контролировать действия постороннего человека, то аварий вообще бы не
случалось. Но кто может гарантировать, что из–за угла здания не
выкатится скейтбордист? Для пешехода попасть под колеса автомобиля,
движущегося со скоростью 60 километров в час, равносильно падению с
крыши семиэтажного дома. Поэтому огромная ответственность и на человеке,
управляющем чертовски опасным механизмом. В первую очередь он должен
принимать заблаговременное решение о снижении главного риска — скорости.
Этот фактор и стал определяющим при подсчете показателя безопасности
вождения.
Хм, я всегда был уверен, что вожу авто предельно
аккуратно: пешеходов пропускаю, стараюсь не превышать. Заранее показываю
повороты и притормаживаю на перекрестках. В общем, типичный минский
водитель. Но это все эмоции. Цифры говорили об обратном. Программа не
давала оценок. Она просто фиксировала.
Закон сохранения
энергии
В чем же я действовал опасно? Ведь правила не
нарушил.
— Формально да, — признает председатель Белорусской
ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Но это
отнюдь не значит, что езда была безопасной: слишком много ускорений и
торможений, нет плавности хода. Переключение передач происходило при 3 —
4 тысячах оборотов, а по–хорошему надо при 2 тысячах. Расстояние до
едущего впереди грузового микроавтобуса — всего пять метров. Это очень
мало. И потом, на сколько секунд вы контролируете ситуацию?
Честно
говоря, даже и не задумывался. Оказывается, необходимый минимум — пять
секунд. Это одно из основных правил экодрайва — нового стиля управления,
который позволит уменьшить вредные выхлопы, сэкономить уйму топлива и
снизить опасность, исходящую от автомобиля. Преимущества очевидны, что
требуется? Самая малость — изменить менталитет наших автомобилистов.
Пока они к этому не готовы.
В последние годы в Минске
выработался свой, особый стиль вождения, не похожий ни на агрессивный
московский, ни на корректный стокгольмский. Безусловно, это зависело и
от методов работы ГАИ, поэтому многие нехотя, но уступают место на
«зебре» пешеходам, худо–бедно соблюдают требования знаков и стараются
ездить по правилам. Но не было какой–то изначальной установки, и наш
стиль сформировали водители–самоучки, которые воспринимают автомобиль
исключительно утилитарно. Сейчас действуют правила потока: я — как все!
Вот и получаем автомобилиста, который разгоняет двигатель до 3 — 4 тысяч
оборотов на светофоре, прижимается вплотную к бамперу впереди едущего и
резко перестраивается на перегонах.
— Плата за такую логику —
перерасход бензина на 20 — 25 процентов, соответственно повышенные
выбросы вредных веществ в окружающую среду и неоправданный риск, —
подсчитывает Мария Мельниченко.
— Но ведь все так делают! —
возражаю.
— Увы, это стало общим местом, — соглашается Юрий
Важник. — Но кто сказал, что это хорошо? Большинство наших водителей
ездят на «троечку», так как в автошколе им дали среднее образование. А
диплома о высшем они получить не могут. Ну нет у нас академий и
университетов по управлению машиной! Курсы контраварийного вождения в
расчет не берем: там помогают выходить из заноса, действовать в
экстремальных условиях. А требуется совершенно иная концепция —
рационального вождения с точки зрения безопасности и экологичности. Пока
же у нас торопливость по инерции, бессмысленная гонка за временем,
которое неминуемо теряется на светофорах.
Повторение — мать
мучения
Экодрайв со своим принципом «спеши медленно» —
это мысль на шаг вперед. Наперекор инстинктам толпы. Городская
стратегия, а не движение в общем потоке. Рационализаторство в чистом
виде. Многие советы прозвучат откровением для бывалых автомобилистов.
Например, держать дистанцию в две–три машины. Так ведь вклинится же
кто–нибудь непременно!
«Даже не сомневайтесь. И вот тут самое
главное испытание — сдержать себя, не давить на педаль газа. Потеряешь
две–три секунды, хотя кажется, что гораздо больше», — убеждает Мария
Мельниченко.
Или вот еще. Подъезжая к перекрестку нужно
постепенно переходить на нижнюю передачу. В идеале не останавливаться на
светофоре, а проехать его с ровной скоростью, несмотря на пробки и
заторы. Кто–то еще думает, что это легко? Вот и я говорю — высший
пилотаж. Еще сложнее избавиться от вредных привычек — например, движения
накатом. Во–первых, небезопасно — тормозить лучше двигателем.
Во–вторых, в современных автомобилях это лишний расход топлива, а вовсе
не экономия.
На третий круг маршрута я заезжал под чутким
руководством Марии Мельниченко:
— Раньше передачу включаем. На
тридцати километрах в час — третью, на пятидесяти — 4–ю, на шестидесяти
— 5–ю. И не обращай внимания на медленный разгон!
Самое
сложное — выдержать психологически и не ускориться, а еще не обращать
внимания на нависающий джип сзади. Стоп, но ведь мы замедляем поток!
—
Ничего подобного. Светофор всех уравняет, — замечает специалист.
И
точно! На перекрестках я неминуемо нагонял торопыг. Они снова срывались
в «спринт», и история повторялась на следующем светофоре.
Ищу
попутчика
— Эффект будет, если кампания по обучению
принципам экодрайва станет масштабной, — считает Юрий Важник. — Проект с
условным названием «Академия вождения» может стать, например,
дополнительным курсом в автошколах. Каждому выпускнику за границей
выдают наклейку: мол, я езжу в стиле экодрайв. И это позволяет
популяризировать идею по снижению зависимости от автомобиля. Такую
городскую инициативу мы собираемся объявить в ближайшее время.
Зачем
это вообще надо, думаю, объяснять не требуется. Пробки, дефицит
парковочных мест... Проблема в том, что мы сами неэффективно используем
автомобиль и создаем ненужный ажиотаж. Водители стали заложниками
комфорта.
Как еще можно уйти от зависимости? Вот пример
элегантного решения, которым часто пользуются за границей, — кар–шеринг.
Сосед подвозит соседа, если им по пути. На следующий день меняются.
Пока в Минске 75 процентов машин везут одного человека — водителя. Найти
попутчика помогли бы специальные сайты, как, например, в США. И не
забывайте — многих автомобилистов можно переубедить пересесть на
общественный транспорт. Особенно если на работе выдадут проездной и
позаботятся об удобном графике движения автобусов. И транспортникам
прибыль, и пассажирам хорошо! А еще у нас редко используется удаленная
работа. Тысячи людей каждый день отправляются на другой конец города,
чтобы вновь усесться за компьютер. Хотя, например, программисты могли бы
выполнять основные обязанности, не выходя из дому, изредка выезжая в
офис. В планах и достойно провести день без машин. Только поменьше
победных реляций! Хотелось бы знать о реальном положении дел. Сколько
человек осознают вред от автомобиля?
Как еще можно
сэкономить топливо:
— снимите с крыши пустой багажник —
это сбережет 10 процентов;
— при скорости выше 40 километров в
час лучше включить кондиционер, а стекло закрыть;
— чаще
проверяйте давление в шинах;
— поддерживайте постоянную
скорость;
— включайте самую высокую возможную передачу;
—
учтите, что современные машины не требуют прогрева двигателя зимой;