В
народном календаре у нас три Спаса. Первый из них приходится на 14
августа, и у него аж два народных названия — медовый и «маковей». В этот
день начинается также двухнедельный Успенский пост, который никогда не
воспринимался как жесткое ограничение в еде, потому что в это время
ребята вовсю хрустели сочной морковкой, а в огороде завились кочаны
ранней капусты, вырос горох — его прежде сажали в большом количестве, и
он был не только ребячьим лакомством. А еще людям помогали — кормили их
лес и река. Поэтому пост назывался ласково — «Спасаўка-ласаўка» (от
слова «ласавiцца» — лакомиться).
Медом — по душе
Считалось,
что к первому Спасу пчелы прекращают собирать нектар и нарабатывать
мед, и чтобы продлить медосбор, нужно было подрезать соты. Медовый Спас —
настоящий праздник пчеловодов. В этот день одевались по–праздничному,
угощение перед таким событием проходило без водки и закусок с резким
запахом. «Пчаляры» пользовались только святой водой, а дымарь зажигали
живым огнем, добытым от трения или искры, высекаемой кремешком. Пчела
всегда считалась Божьим созданием и, по представлению древних, имела
душу, как и человек.
Крылатые труженицы — пчелы — справлялись
со своей работой, а потому в ульях собиралось много меда: золотистого —
цветочного, темного — гречишного, почти белого — липового,
вкусного–вкусного и тяжелого, как золото.
В прежние времена во
многих регионах на территории Беларуси невесту встречали в доме жениха
не только хлебом–солью, но и медом. Им обмазывали губы жениху и невесте,
их свадебные венки — чтобы будущая совместная жизнь выдалась сладкой,
без горечи и печали. В день медового Спаса по народным традициям — а они
прежде воспринимались как закон — каждый пчеловод должен обязательно
угостить медом друзей, соседей и даже незнакомых людей, а уж детей,
наблюдающих за его работой, — непременно. А если пожадничает, не будут у
него роиться пчелы и один за другим улетит рой.
Ранним утром
несли освящать в церковь мед, воду, лекарственные травы, морковь,
вызревшие на солнце головки подсолнухов и мак. Не только мед считался в
этот день главным обрядовым лакомством, но и мак, который раньше
выращивали в большом количестве для пирогов, блинов и оладий с маком —
тесто делали чуть слаще обычного и всыпали в него мак. В «макацёре»
(специальная ступка) перетирали мак, добавляли мед. Потом в эту вкусную
пасту обмакивали блины, оладьи и вареники, которые в этот день делали с
морковью.
Мак — одна из очень древних садовых культур. Мак
прежде, да и сейчас в некоторых регионах Беларуси применяют в обрядах
«вызывания» дождя при сильной засухе. Этот обряд записал у нас на
Полесье известнейший этнолог и фольклорист Н.Толстой. Мак выступает как
оберег, его насыпали в башмачок невесте, обсыпали им дом, все
хозяйственные постройки, считая, что он сбережет от нечисти. А собираясь
на суд, насыпали вокруг себя маковый круг. Прежде у каждой хаты
палисадник радовал глаз цветущими маками: белыми, розовыми,
бледно–лиловыми и огненно–красными. Вот и купола церквей называют
«маковками». Ну не виноват мак, что человек сам стал оборачивать его во
зло себе.
По первому медовому Спасу–«маковею» загадывали о
погоде: если шел дождь, то осень ожидалась грибная. А вот засуха
предвещала большое множество пожаров — что и понятно, особенно сегодня. В
некоторых регионах Беларуси проводили крестный ход к святым колодцам.
Про этот день говорили так: «Ад першага Спаса — халодныя росы», «Першы
Спас — провады лета».
Яблочко на блюдечке
Следующий
за медовым, яблочный Спас назывался Великим, особо почитаемым в народе.
Приходится он на 19 августа. До этого времени на употребление яблок
налагался запрет, что, кстати, очень разумно, так как только к этому
времени наступал период их созревания. Вспомним, что на яблоках,
произраставших в райских садах, тоже лежала печать запрета — возможно,
здесь есть какая–то забытая связь? До Спаса яблоки не ели еще и потому,
что считалось, что всем деткам, ушедшим из жизни, в этот день Бог
раздает яблоки. Не получат их только те, чьи родители согрешили и съели
плоды раньше срока. А детская смертность в старину была, как известно,
очень высокая. Так что практически все семьи старались придерживаться
правил. И только сорванцы–мальчишки срывали яблоки до Спаса, и, чтобы
маленькие, зеленые и твердые, как камешки, плоды можно было хоть разок
укусить, били их о ствол дерева, отсюда и фраза: «Збiў на горкi яблык».
Именно
яблоня среди всех плодовых деревьев особенно почитаема у восточных
славян. Считается, что она имеет женское, материнское начало и выступает
как один из видов «мирового» дерева, дерева жизни. Кроме того, она
всегда наделялась особыми качествами, которые часто раскрываются в
песнях и сказках белорусов. Яблоня не только символизирует жизнь,
вечность и бессмертие, она может наделить этим и человека, одарив его
своими плодами. Вспомним сказки о необыкновенных яблоках: тут вам и
волшебное, наливное яблочко на блюдечке, способное показывать, что за
сто верст делается; и золотое, и совсем–совсем чудесное, дающее человеку
способность вернуть молодость и продлить жизнь, — молодильное... В
сказках яблоня укрывает своими ветвями от погони, прячет от врагов, ее
яблоки способны возвращать силу и освобождать от злых чар (съев яблоко,
герой вспоминает свою забытую невесту и родных). Считается до сих пор,
что рубить плодоносящее дерево грешно.
Яблоневый сад издавна
был у каждого дома. Иногда яблоня дает тайный знак посадившему ее — это
необычное второе цветение среди осени или внезапное прекращение
плодоношения. Иногда такой знак предупреждает о болезнях или каких–то
возможных бедах. Скобленое яблочко начинают давать крохотным
деткам–грудничкам как первый фруктовый плод в их жизни. Пусть будет
урожайной на яблоки этого года наша Беларусь, пусть «гнуцца голля ад
духмянай антонаўкi, белага налiва i салодкай папяроўкi ў вашых садах!».
Спас
у нас тройной, и третий приходится на 29 августа, и называют этот Спас в
народе Малым, а еще ореховым. В Беларуси орешник — «ляшчынку» — считают
священным деревцем, хотя похож он больше на кустарник. Орешник очень
быстро растет, и за лето от земли успевает подняться много–много упругой
молодой поросли, а к осени вызревают орехи. Ореховое деревце всегда
символизировало жизнестойкость и плодовитость. Ореховый куст, по
преданию, находится под покровительством Бога. И поэтому в давние–давние
времена, если шли в глухую лесную чащобу, то затыкали за пояс ореховые
веточки. Верили — они уберегут от змей да и всякую другую напасть
отгонят. В орешник никогда не бьет молния, поэтому во время грозы
прятались под его ветвями. Считается, что поспевают орехи к концу
августа. А собирать их начинают именно с 29–го числа. По поверью,
которое бытует в Беларуси, Бог долго–долго ходил по земле, устал, срубил
ветку орешника, чтобы опереться на нее, как на посох. Тут взмолился
орешник: «Ведь я и так невелик ростом, за что Ты меня так?» На это Бог
ответил: мол, не беспокойся — на месте каждой срубленной ветки подрастет
молодая густая поросль. И веток станет вдвое больше, и плоды будут
долго оставаться съедобными, не засыхать и давать человеку много сил и
пользы. Так и случилось.
Прежде собирали орехов множество и
хранили их в холщовых мешочках. На Коляды и Новый год, на Крещение по
орехам гадали девушки о замужестве: с закрытыми глазами брали горстку
орехов, четное число обещало скорую свадьбу, а нечет или «лiшка»
означали, что придется пока барышне посидеть «у дзеўках». Орехами
откупались молодые замужницы на Масленицу, когда им перегораживали
дорогу. Орешник использовался как прекрасный природный краситель. А еще,
помимо «ляшчынкi», выращивали в Беларуси «канадский» орех. Потом он
каким–то образом из садов перекочевал и стал расти в перелесках возле
маленьких городков и деревень. Именно из этого ореха делали
замечательные чернила, которыми писали стихи Пушкин и Мицкевич.
Знали
в народе и лекарственные свойства орешника. Мужчинам, «кому за 40», не
нужно было искать заморские средства, чтобы лечить аденому. Они
обстругивали ореховые прутья не моложе 2 — 3 лет, кору сушили, а потом
заваривали и пили настой по полстакана в день.
Разгул «рябиновой ночи»
В
конце августа, во время Спаса, на исходе лета, по поверьям, что с
давних времен живут в Беларуси, случается «рябиновая ночь». В эту ночь
молнии пересекают небо со всех сторон, гремит страшный гром, будто и
впрямь Илья–пророк грозно разъезжает на своей огненной колеснице.
Сильный ветер клонит к земле деревья, срывает ветки, поднимаются вихри. В
народе объясняют это явление по–разному: одни говорят, будто выходит
наверх всякая нечисть и самые злые силы отмечать свой праздник, пытаясь
навести страх на всех живущих. Другие утверждают, что, наоборот, могучий
ветер, срывающий и перегоняющий тучи, небесный огонь в виде молний и
проливной дождь, как главные стихии, объединяются, чтобы прогнать
нечистое и злое и уничтожить. Уже накануне обычно погода подает знаки о
предстоящем разгуле стихии. В этот день старались не уходить далеко от
дома. Чтобы сберечь дом и хозяйственные постройки, под крышу подвешивали
красные нити и еще нестиранную пасхальную скатерть — что считалось
верным оберегом. Иногда «рябиновая ночь» выдавалась «сухой» — с громом и
молнией, но без дождя. В народе считали, что такие ночи с грозами нужны
для созревания рябины, потому что если ягоды не поспели, то конец лета
выдастся плохим, а осень — очень ранней и слякотной, с мокрым снегом и
холодными дождями. Будем считать, что если такая ночь случится, то
непременно все злые силы окажутся повержены. Пусть все обойдется,
созреют красные–красные гроздья рябины и осветят нам путь к миру и
добру.