В управлении культуры Мингорисполкома считают, что даже музыка, которая
играет в салоне общественного транспорта, должна контролироваться на
законодательном уровне...
Конец
рабочего дня. В переполненную маршрутку пытаются втиснуться жаждущие
поскорее добраться домой горожане. «Авто не резиновое!» — перекрикивает
орущую магнитолу водитель. «Вы бы звук–то тише сделали!» — просит
хмурая дама, сидящая в конце салона. Тщетно. Табличка «Об остановках
сообщайте громко и заранее», кажется, висит здесь неспроста. Сквозь
звуки шансона или «мелодичное» «тыц–тыц», доносящееся из динамика,
водителю порой так сложно услышать робкий голос пассажира «У метро,
пожалуйста»...
В утренних пробках незаметно для себя выучила
парочку дворовых песен — все благодаря своеобразному музыкальному вкусу
водителей микроавтобусов. «Нельзя ли радио включить?» — в очередной раз
слушая надрывное «...а голуби летят над нашей зоной», попросила я
шофера. Тот не услышал. Что ж, о музыкальных предпочтениях не спорят. А
правило «кто платит, тот и заказывает музыку» в маршрутках, похоже, не
действует. Как поступить? Может, обратиться в общество защиты прав
потребителей?
— К сожалению, наша организация вам ничем не
поможет, — с ходу огорчает заместитель председателя общественного
объединения «Защита потребителя» Сергей Федорец. — Нарушения стандартов
здесь нет. Могу вам посоветовать оставить запись в книге замечаний и
предложений — такая должна быть у каждого перевозчика.
А вот
в ГП «Минсктранс» ко мне отнеслись с пониманием. Оказывается, на
«горячую линию» предприятия то и дело звонят раздосадованные пассажиры
с просьбой приструнить чрезмерно «музыкальных» водителей. Каждая такая
жалоба рассматривается руководством транспортного предприятия: если она
обоснована, водителю объявят выговор, в другой раз лишат премии.
—
Есть инструкция «Минсктранса», запрещающая водителям общественного
транспорта громко (так, чтобы слышали пассажиры) включать музыку, —
подчеркивает замдиректора по безопасности движения автобусного парка №
7 Минска Владимир Голиков. — Наши сотрудники периодически проходят
инструктаж по охране труда и культуре обслуживания. Специалисты отделов
технического контроля также следят за тем, чтобы водители не
устанавливали в своих автобусах акустические системы, не
соответствующие стандартам — колонкам и сабвуферам мощностью 400 ватт в
общественном транспорте не место.
Со звуком ясно. А как быть
с жанровыми пристрастиями? В управлении культуры Мингорисполкома
считают, что даже музыка, которая играет в салоне общественного
транспорта, должна контролироваться на законодательном уровне.
—
По правде говоря, мне самому не очень приятно слышать в маршрутках
пошловатые песенки, — признается начальник отдела по делам искусств
управления культуры Мингорисполкома Владимир Антипович. — Безусловно, о
вкусах не спорят, но когда эти вкусы навязываются... Однажды я вежливо
попросил водителя маршрутки «сменить пластинку» и увидел, что большая
часть пассажиров вздохнула с облегчением. На мой взгляд, было бы
неплохо применить указ Президента о гастрольно–концертной деятельности
и к общественному транспорту. Там есть пункты, в которых говорится, что
музыка должна удовлетворять духовные потребности и не представлять
угрозу нравственности. Мне кажется, оптимальный вариант — если в
маршрутках играет общепризнанно качественная музыка. Она ненавязчива и,
мне думается, придется по вкусу каждому.
Сетовать на
водителей можно сколько угодно. Пока те сами не поймут: общественный
транспорт — не дискотека и какая-нибудь Катерина Голицина далеко не
всем ласкает слух. Так что прежде чем включить ее на всю громкость,
стоит подумать: не придется ли потом оправдываться перед руководством
за очередную строчку в «жалобной» книге?
Компетентно
Старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Центрального РУВД Минска Анастасия Цыбина:
—
Сотрудники ГАИ не штрафуют, если в автомобиле слишком громко играет
музыка: такие административные меры не прописаны в законодательстве. Но
водители должны понимать, что внимательность снижается, если салон
«гремит». Мало того, водитель может не услышать звуковых сигналов
«скорой», машин МЧС. Часто случаются и мелкие ДТП: задел машину, слегка
поцарапал, но уехал с места, потому что не услышал скрипа, — громко
играла музыка.