О такой профессии вряд ли мечтают с детства. Тем не менее в Могилеве
около десяти работников занимаются таким делом по 30 и более лет —
чистят канализацию. Я решила посмотреть на эту, прямо скажем,
специфическую работу изнутри.
...На часах без десяти семь
утра. Моросит мелкий дождик, но я терпеливо стою на улице Первомайской,
дожидаясь автобуса, который доставит меня к месту временной службы. А
вот и он, дежурный «пазик» с пятью моими позевывающими «коллегами» —
слесарями аварийно–восстановительных работ.
На территорию
дорожно–мостового предприятия въезжаем в 7.20. До начала рабочего дня —
10 минут. Нужно переодеться, проверить инвентарь и специнструменты:
лопаты, ограждения, ведра, крючки, скребки, ломики. С непривычки я
путаюсь у всех под ногами. Но на меня не злятся, понимают: для нового
работника все пока в диковинку.
Ровно в 7.30 бригада из 9
человек, включая меня, отправляется на медосмотр. К работе нас допускают
в полном составе.
Мужики начинают устраиваться в машинах:
«откачке» со шлангом, промывочной (правильно она называется
гидродинамической) с автоцистерной и комбинированном автомобиле для
вывоза мусора. Меня, стажера, мастер дорожно–мостового предприятия
Тимофей Рыбалко пожалел: мол, негоже даме трястись в грузовике.
Пригласил сесть в «Жигули». Так целой колонной мы и выехали на объект —
во двор нескольких многоэтажных домов на проспекте Шмидта.
Вид
из колодца
Раньше я никогда не обращала внимания на люки
под ногами, вернее, на их количество. А прибыв на место в составе
бригады, насчитала их на одном только пятачке целых пять.
—
Да, хозяйство наше немалое, — подтвердил бригадир. — В Октябрьском
районе, который обслуживаем, больше тысячи ливнеприемных колодцев,
накрытых решетками, да еще в два раза больше смотровых — с люками.
Под
неодобрительные взгляды прохожих приступаем к работе. «Коллеги»
советуют мне не обращать внимания на недоброжелательность окружающих.
Дескать, к этому привыкаешь, вообще перестаешь замечать. Бывает и хуже.
Весной, когда начинает таять снег, а ливневка не справляется, не
принимает воду, на проезжей части образуются лужи. Поставишь на дороге
ограждение, ищешь в мутной жидкости решетку, чтобы почистить колодец. А
водители не понимают, что для них же стараешься, да как окатят тебя с
ног до головы грязной ледяной водой!
...Поначалу работа
показалась совсем нетяжелой. Ну подумаешь, подъехала к люку «откачка» —
МАЗ–«илосос». Размотали шланг, опустили в колодец. Дальше–то дело за
техникой! Вскоре «откачку» сменила промывочная машина, в люк полилась
вода. Но после машин на дне колодца остался толстый слой густой, жирной
грязи. Ее–то и пришлось поднимать вручную.
Я сразу
предупредила мастера, что боюсь подземелья и в яму ни за что не полезу.
Он не настаивал. Наоборот, растолковал неопытной «ученице», что для
работ на глубине требуется специальный допуск, которого у меня пока нет.
В яму спустился самый молодой из слесарей — Сергей Власенко.
В
основном ливневые колодцы неглубокие — метра по 3 — 4. Но встречаются и
по 8 — 12 метров.
Бригадир Петр Ласковнев протянул мне
резиновые перчатки:
— Сейчас Сережа начнет подавать ведра с
илом, а мы с тобой будем вытаскивать их за веревку.
Глаза
боятся, руки делают
Я вцепилась в трос, но ведро
неожиданно оказалось тяжелым даже для двоих. Темная жирная грязь,
вывалившаяся на землю, больше напоминала навоз, да и запах был еще
тот...
— Это ты не пробовала чистить фекальные колодцы, вот
там действительно запахи! — заулыбался мастер Тимофей Рыбалко, увидев
мою брезгливую мину. — Когда я работал на крупном заводе, отвечать
приходилось и за ливневку, и за выгребные ямы.
Однажды там
засорился и вышел из строя фекальный коллектор. Вызвали водолаза. Тот во
всей амуниции, в скафандре зажмурился и... нырнул в зловонную жижу.
Выполнил работу, а вокруг все носы затыкают... Подать водолазу руку,
чтобы помочь выбраться из коллектора, не согласился никто. Доставали
беднягу из коллектора... подъемным краном. Вытащили, загрузили, как
неодушевленный предмет, в бортовую машину. Грузовик повез водолаза вовсе
не в душевую. Его долго поливали из шланга на участке, предназначенном
для мойки машин.
И все равно специалисты утверждают, что от
чистильщиков фекальной канализации специфический запах исходит всегда —
мойся не мойся.
После «живописных» рассказов мастера грязь
перестала казаться такой уж противной. А вскоре я выяснила: чем больше
ее со дна колодцев достанешь, тем... выше зарплата. Работа ливневщиков
сдельная, количество содержимого колодцев измеряется в кубах,
подсчитывается «улов» за месяц. Но даже в летний период, когда нагрузка
больше, максимум, на что может рассчитывать любой из них, — 700 — 800
тысяч рублей в месяц. Зимой и того хуже — тысяч 400 — 500.
— Вот и радуемся, когда удается за день достать со дна и погрузить в
машину тонн 10 грязи, — посвящает меня в тонкости слесарь Виктор
Лещинский. — Хотя и устаем сильно.
Я выбилась из сил уже минут
через 40. Ломило спину, руки «не дышали» в резиновых перчатках. А когда
я сняла их, на ладонях тут же появились кровавые мозоли. И очень
хотелось пить. Слесари подсказали, что воду можно брать прямо в
автоцистерне. Она — чистая, питьевая, хотя и предназначена в первую
очередь для промывки люков. Но ее рабочие и пьют, и умываются ею, а в
жаркую погоду принимают душ.
Вода оказалась ледяной.
—
Она всегда по утрам холодная, это ближе к обеду на солнце нагреется, —
ввели меня в курс дела. — У нас все в полевых условиях. Обед приносим с
собой, перекусываем то за столиком в чужом дворе, то на пеньке, то на
травке — смотря на какой объект попадем.
Что упало
Долго
отдыхать, когда все остальные трудятся в поте лица, было неудобно.
Тяжело вздохнув, я вернулась к своим обязанностям. На кончик носа тут же
сел огромный комар. Этих насекомых в городе я давно не наблюдала, а
здесь, возле открытого колодца, они кружились роем.
Чтобы
приободрить меня, один из «наставников» Николай Шибеко завел рассказ о
том, какие находки иногда случаются в «иле». Позолоченные часы, золотые
серьги, кольца, цепочки... Даже крупные денежные купюры, бывало,
выуживали.
Однако при мне ничего интересного не нашли. Зато
обнаружили пропажу. Дорожники, укладывая асфальт, «закатали» в него один
из колодцев. Искать люк пришлось по схеме, потом слесари долго долбили
лишний асфальт ломиками. Случаются подобные казусы, по утверждениям
специалистов, нередко.
Что же удерживает людей на тяжелой и в
общем–то неблагодарной работе? Этот вопрос я, не стесняясь, задала
«сослуживцам». Ответ, честно говоря, удивил. Оказалось, сплоченные
отношения в бригаде и ощущение важности профессии.
Карлсоны,
живущие на крышах
Не будь в городе ливневщиков, жизнь
могла бы в нем остановиться. В сильные дожди, весеннюю оттепель, когда
канализация не успевает принимать воду, чистить колодцы нужно постоянно.
Иначе на проезжей части образуются лужи, перестают ходить автобусы,
троллейбусы, «скорая». Чтобы этого не произошло, аварийные бригады
работают в авральном режиме.
Беда, если ливневка перестала
принимать воду с крыши многоэтажки. Вода скапливается на кровле,
протекает в подъезд, затапливает квартиры.
Зимой, если не
чистить решетки, закрывающие колодцы, от льда и снега, они замерзают, не
пропускают воду. Автомагистрали покрываются коркой льда. А это ДТП,
сломанные руки и ноги пешеходов...
Если случается что–то
нештатное, бригада по ремонту и очистке канализации, узнав об этом от
диспетчера своего предприятия, в считанные минуты примчится на место
аварии. Слесари и водители будут валиться с ног, но домой не уйдут, пока
не устранят неполадку — даже если придется задержаться до утра.
...К
счастью, ничего аврального во время моего дежурства не произошло —
трудились по графику.
А я и не предполагала раньше, что от
скромных работников, с которыми пришлось провести этот день, так много
зависит! Вот и думай после этого, какая работа почетнее — врача,
милиционера или чистильщика канализации. Ведь каждый из них на своем
посту спасает людей от всевозможных напастей. Значит, одинаково они
нужны городу и каждому из нас.
Компетентно
Владимир
Шашалевич, заместитель генерального директора Могилевского городского
управления коммунальных предприятий:
— Несмотря на то что
работа слесаря аварийно–восстановительных работ действительно нелегкая,
вакансий в городе сегодня нет. Весь штат укомплектован: заняты 16
человек. Руководство дорожно–мостового предприятия старается создавать
для них все условия: обеспечивает спецовками, выделяет транспорт для
доставки на работу, платит 13–ю зарплату.
Плюсы:
Работа
в основном на свежем воздухе
Несложно овладеть навыками
Слаженный
коллектив
Минусы:
Невысокая зарплата
Тяжелая
физическая нагрузка
Ненормированный рабочий день
Фото автора.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY