В
течение последнего года социальные сети (которые в Интернете все чаще
называют просто «сосалки», особенно те, кто делает игры) одна за другой
предложили своим завсегдатаям новый способ скрасить досуг: на «Мой мир@mail.ru», «В контакте», а затем и на «Одноклассниках» появился раздел «Игры».
Кто в это играет?
Эти
игры, как правило, верх примитивизма в плане игрового процесса, и у
настоящего геймера (игрока) они способны вызвать огромный спектр эмоций:
от полного недоумения до культурного шока: в это кто-то играет?
Играют.
Причем общее количество геймеров из соцсетей легко рвет на тряпки
аналогичный показатель популярнейших онлайн-игр. А все потому, что даже
самый непродвинутый пользователь легко во всем разберется. Никакие
сложные задания, требующие определенных навыков, опыта игры и включения
мозга, не предусмотрены. А саму игру даже устанавливать не надо, что для
некоторых почти непреодолимая трудность, – она встроена в соцсеть.
Возьмем,
к примеру, весьма популярную в «Одноклассниках» «Территорию фермеров».
Карьера геймера-сельскохозяйственника в ней начинается с посадки
нехитрых злаков на выделенном участке и дойки выданной на старте коровы.
Все операции производятся одним неторопливым кликом мыши. Впоследствии,
поднакопив виртуальных деньжат и поднабрав уровней, игрок сможет
высаживать растения подороже, завести зверье, которое будет
растительностью кормить, построить фабрику или заводик.
Такими
вот фермоподобиями и забиты социальные сети: в большинстве игрушек
предлагается посадить какое-нибудь растение, завести рыбку, построить
город; подождать несколько минут/часов, пока оно вырастет/достроится;
собрать урожай (приплод, улов) и продать. Пользователи чуть более сложно
устроенных игр могут получать сообщения на мобильный о том, что пора «в
поле» – таких «сосалка» не оставит в покое никогда.
Гадости в интернет-колхозе
Как
в настоящих онлайновых играх, в социальных никуда без PvP (игрок против
игрока). Правда, это противоборство мнимое, так как в нем нет
соревнования в умении играть, а есть только возможность зайти на участок
либо друга-соседа, либо случайного игрока и сделать какую-нибудь
гадость: посадить сорняк и поселить вредителя на грядке, подбросить рыбе
мусор, украсть часть готовой продукции. Правда, информация о вторжении
неизменно попадет к жертве, и она сможет отомстить. Вроде бы хоть
какое-то разнообразие, но некоторые принимают вторжения слишком близко к
сердцу. «Кто украдет что-нибудь у меня с фермы – удалю из друзей!»
(Один из статусов социального «фермера». – Авт.) К счастью, до разборок в
реальности, как это порой случалось с особо ярыми геймерами из
онлайн-игр, дело пока не доходило. У тех, например, на одном из серверов
World of Warcraft несколько лет назад обитал игрок Ветерок, который
развлекался массовым убийством персонажей низких уровней. Потом он
куда-то пропал. Позже выяснилось: жертвы Ветерка нашли его в реальности и
устроили расправу. Парень выжил, но, по слухам, играть перестал.
Но
и у нас уже не без шума. Он разгорелся в сентябре прошлого года вокруг
«Счастливого фермера» на «В контакте». Обнаружив прореху для
жульничества, разработчики обнулили достижения 40.000 подозреваемых в
мошенничестве и отобрали виртуальную валюту. Деньги потом вернули –
«фермеры» всерьез грозили судебными разбирательствами. Правда,
выращенных ими свиней 10-го уровня (чтобы таких «откормить», играть надо
долго, упорно и старательно) им уже не восстановили.
Плати, а то не поиграешь
Процесс
социального «фермерства» не только крадет у игроков время, но и
вытягивает из их кошельков реальные деньги. Рано или поздно начальный
«огород» становится мал геймеру. Иногда расширить его можно, приглашая
друзей из той же социалки и получая за это бонусы. Но всевозможные
расширения, а также игровая валюта для покупки всяческих улучшений, без
которых игра просто стопорится, приобретаются и за реальные деньги –
путем отправки платной SMS. И система оплаты встроена в игрушку – бегать
никуда не надо. Пару тысяч белорусских рублей – мелочь, но если
увлечься (а увлечься просто), этими суммами дело не ограничивается.
Помноженные, в свою очередь, на десятки, а то и сотни тысяч игроков, они
дают ошеломительный эффект в виде прибыли «сосалок».
К
примеру, уже упомянутая игрушка «Счастливый фермер», вышедшая в 2009-м,
за год принесла 20 млн. долларов. Сам же «Счастливый фермер» является
клоном Farmville из Facebook. Выручка оригинала, в который режутся более
22 млн. человек, составила в прошлом году более 100 млн. долларов.
Один
из разработчиков игр для соцсетей Леонид Сиротин (Mail.ru) считает, что
в подобных развлечениях люди друг для друга являются ресурсом. Иными
словами, чем больше игрок наберет друзей, тем больше бонусов получит.
Так вот, похоже, игроки в соцсетях становятся ресурсом для самих
соцсетей. Таким образом, сленговое слово «сосалка» обретает вполне
конкретный смысл.
Мнение специалиста
Анетта Орлова, психолог:
–
Когда игрок уже не просто играет, а жмет кнопку «Оплатить», это
означает, что он втянулся, что алгоритм запущен. Это как тяжелая бочка,
катящаяся с огромной высоты – процесс остановить очень сложно. Таких
людей надо отправлять к специалистам – даже не к психологам, а к
психотерапевтам, потому что всегда есть причина, по которой человек
становится геймером. А это очень тяжелая форма зависимости, лечится она
долго и не всегда, кстати, успешно. Единственный способ избавиться от
нее – привить другую зависимость, менее опасную. То есть полностью
сменить сферу интересов.
По-хорошему игры в соцсетях следовало
бы запретить, поскольку человек, впервые заходящий туда, играть вовсе
не собирается. А его таким образом затягивают. Об этом говорит уже тот
факт, что эти игры, при полном отсутствии рекламы, приносят огромные
прибыли.
С другой стороны, пользователь и сам может себя
проконтролировать. Если вы знаете, что вы человек азартный и
увлекающийся, то, может быть, не стоит даже заходить в игровой раздел?
А родителям следует повнимательней следить за тем, чем занимается
ребенок в соцсети. Ведь если он пропадает на «В контакте», это еще не
значит, что он не геймер.