Есть
на Полесье места, где заканчиваются дороги. Бежит шоссе, вьется, минует
большие села и маленькие деревушки, подходит к лесу, упирается в болото
и... обрывается. Словно там, дальше, и жизни-то никакой нет. На окраине
такой дороги, у кромки болот, раскинулась одна из самых отдаленных
деревень Ганцевичского района - Раздяловичи.
Всем удивительны
Раздяловичи, всем непохожи на остальные деревни этого края: и говором
характерным, и кружевной резьбой наличников на окнах. Да и самими
домами, сохранившимися здесь, - обитыми серыми досками, покрытыми
старой дранкой, не раз политой дождями да выбеленной нежарким солнцем.
Стоят хаты группками: то в одном месте у дороги собрались, то в другом
- то ли желание чувствовать себя хуторянами это, то ли сознательный
отказ раздяловцев делить с соседом забор да выгон, на котором почти у
каждого дома пасутся кони. Кстати, такого количества лошадей в отдельно
взятой деревне я не встречала нигде!
Рассказывают, что раньше
место это называли Разжаловичами. То ли российским царем Петром I
разжалованных солдат сюда ссылали, то ли тех, кто строил дорогу от
деревни Хотыничи на Святицу. Так это или нет, но уже в конце XVII века
у урочища Шуково на возвышениях среди болот прочно обосновались люди.
Постепенно Разжаловичи стали Раздяловичами. А особый, неуемный дух,
принесенный сюда непокорными предками, остался. Все здесь не так, как в
других местах, все по-другому - наперекор...
-
Вот как услышите фамилии Рабцевичи, Валуевичи, Варвашени да Киселевичи,
знайте - это наши, - улыбается директор местного Дома культуры Людмила
Рабцевич. - Да только по фамилиям у нас почти никого не зовут, все
больше уличными "мянушками" кличут. Я вот пожизненно Люда Царева. Все
потому, что свекра моего Царем звали. И не за гонор, а потому что
мастеровитым он человеком был: умел и нож подточить, и велосипед
отремонтировать. А раз все умел, значит - Царь!
Деревенская
кличка-"мянушка" прилипает к человеку прочно, на всю оставшуюся жизнь,
да так, что и настоящей фамилии порой не припомнить. Раздяловцы вообще
на язык остры. К примеру, приезжих обозвали когда-то "наволочью" - от
слова "приволоклись". Для того чтобы от приставки "наволочь"
избавиться, надо в деревне не один десяток лет прожить да трудом своим
доказать, что достоин носить гордое звание "раздяловец". Вышедшей
когда-то сюда замуж Людмиле Рабцевич это хорошо известно. Впрочем,
"наволочь" в долгу не остается, как, впрочем, и остальное население
района, окрестившее жителей Раздяловичей "васьками". Говорят, очень уж
в былые времена любили здесь это имя - каждый второй мужчина был
Василием, а каждая вторая дама, соответственно, Васильевной.
Как
бы то ни было, но сейчас в Раздяловичах лучшая в районе школа, уютный и
светлый Дом культуры, больше похожий на дворец, шикарная библиотека. В
ней - 820 читателей, больше половины жителей деревни. Самой старой и
активной читательнице Татьяне Ивановне Шуляк - 88 лет. Сама она ходить
в библиотеку уже не может, отправляет за книгами своего сына. За
литературными новинками сюда приходят все 280 учеников местной школы,
больше половины выпускников которой ежегодно поступает в вузы. И,
уверена, без того самого непокорного духа предков здесь не обходится.
Понятно ведь, знания знаниями, а упорство и стремление в достижении
цели никому еще в жизни не помешали.
Еще одна
достопримечательность Раздяловичей - народный коллектив "Завiца", что
значит золовка. "Аутентичный!" - говорят с гордостью о нем сельчане.
Известен он далеко за пределами Ганцевщины. В коллективе, и правда, -
две сестры и пять золовок. И все, как и полагается истинным
раздяловцам, носят фамилию Рабцевич. Самая боевая и веселая "завiца" -
Софья Федоровна Рабцевич. И поет, и пляшет, и вышивает, и караваи
печет. Ее так тут и зовут - каравайница...
В прошлом году
этот коллектив побывал в польском Люблине на фестивале песни. Бабушек
одарили громом аплодисментов и дипломом. Гостям фестиваля особенно
понравился местный танец "Коза". Его, кстати, на колядки танцуют только
здесь, в Раздяловичах: зовут свою полесскую "козочку", бьются рожками,
бьются ножками... С "Козой" и уникальным репертуаром, сплошь состоящим
из раздяловских песен, в саморучно вышитых костюмах да в лапотках,
сплетенных заботливыми мужьями, бабушки объехали всю Брестчину.
Неспешно
течет жизнь в деревне, словно время, запертое в непроходимых болотах,
забыло, с какой именно скоростью должно идти. Неторопливо переходит
улицу гусыня с выводком птенцов, у калитки одного из домов
бабушки-золовки рассматривают местную газету, где в статье об
агрогородке Раздяловичи упоминается и о них. Глядят с укором на
проезжающие изредка машины аисты из гнезд: чего, мол, пыль на дороге
взбивать?
Привыкшие к уединенной жизни раздяловцы и сейчас
держат большие хозяйства с 2 - 3 коровами да парой лошадей. Ходят в лес
по чернику и клюкву - в деревне работают несколько заготовителей. Еще
лет 5 назад на местной улице можно было увидеть... вола. А сегодня в
агрогородке - новые магазины, кафе, обустроенный комплексно-приемный
пункт с цехом ремонта одежды и прачечной, почта, врачебная амбулатория.
Четыре раза в день по той самой дороге, которая заканчивается в болоте,
ездит автобус из райцентра. Кто сказал, что дорога в Раздяловичах
заканчивается? Может, отсюда она начинается?