Что
делать, если туфли или босоножки разваливаются через две недели носки?
Причем случиться такая неприятность может как с самыми недорогими
образцами, так и с теми, за которые отдаем «три зарплаты». Требование
«верните мне деньги!» здесь вполне оправданно. Вот только удовлетворять
его торопятся не все продавцы недоброкачественного товара.
«Эти
туфли не для того, чтобы ходить по улице. В них только из автомобиля —
в ресторан или концертный зал. Посмотрите, какая тонкая кожа!» —
возмущается продавец одного из торговых центров в ответ на просьбу
вернуть деньги за пару обуви, которую покупательница надела всего–то
три раза. Как разрешаются такие споры? Как не остаться босым и
обманутым, рассказала инспектор по качеству обуви и изделий из кожи
Минского общества потребителей Наталья Бежнар.
«Горячая линия»
—
В день мы получаем не менее 50 — 70 телефонных звонков на тему качества
обуви. Если сравнивать с количеством подобных обращений три — пять лет
назад, число их увеличилось почти в три раза. Причины здесь, видимо,
две: ухудшение качества товара и увеличение активности людей, готовых
бороться за свои права.
Что стоит знать прежде всего?
Гарантийный срок на модельную, повседневную и детскую обувь составляет
30 дней, на спортивную — 60. Однако если по прошествии этого времени в
течение двух лет (!) товар выходит из строя и вы можете доказать, что
случившееся — следствие скрытого производственного брака, то имеете
право вернуть товар и требовать компенсации его стоимости. Обращаться
по этому вопросу можно непосредственно к:
продавцу;
производителю;
официальному дилеру.
На что жалуетесь?
Из
года в год претензии к лодочкам, ботфортам, шлепанцам и прочим
неидеальным парам выглядят примерно одинаково. Если говорить об
условном топ–6 жалоб потребителей на ходовой в буквальном смысле товар,
выглядит он следующим образом:
разрывы по линии крепления
подошвы. В большинстве случаев происходят из–за некачественного
материала верха обуви, а также из–за особенностей новой технологии,
когда задник и подносок идут в обрезку — без припуска;
трещины и скол каблуков — опять же из–за нарушения технологии крепления;
оседание задников и подносков. Это результат использования некачественного материала и крепления деталей в обрезку;
окрашивание стоп и чулок и носков красителем натуральной кожи;
трещины подошвы и декоративного ранта;
быстрое истирание напыления под серебро или золото в открытой обуви.
Чтобы
обезопасить себя, производители делают памятки по уходу за обувью на 2
— 3 листах, оговаривая все дефекты, возникающие в результате носки.
Там, к примеру, может быть сказано, что частичное окрашивание стопы не
является производственным браком. Однако экспертам известно о таком
пороке, как неустойчивость и маркость красителя кожи. Существует и
специальный тест для выявления этого.
Если говорить о том,
какую обувь чаще — импортную или отечественную — приходится держать в
руках экспертам, то однозначно это «привозные варианты». Но это скорее
связано с тем, что отечественные производители стараются решать свои
проблемы на месте, не привлекая эксперта. Также стоит учесть:
белорусские предприятия в большинстве своем устанавливают более
длительный гарантийный срок на продукцию — вплоть до 70 дней.
Три «если»
Если
в магазине или другой торговой точке вам категорически отказываются
выплатить деньги за развалившуюся пару обуви — это не повод отправить
ее в мусорный бак, сокрушаясь о потраченных деньгах. Убедиться в
правомерности отказа можно, обратившись, например, в Минское общество
потребителей. Учите, даже письменный отказ производителя в возврате
средств не является «окончательным приговором». Когда письменное
заключение эксперта свидетельствует не в пользу потребителя, он имеет
право оспорить его в судебном порядке.
Если у вас нет чека —
потеряли или попросту не взяли, совершая покупку, — знайте, что его
отсутствие — не основание для отказа в возврате денег за проданную вам
некачественную обувь. В суде можно использовать свидетельские показания
человека, который был с вами в момент приобретения товара, а также
получить копию чека на кассовом аппарате. Помимо этого, не стоит
забывать о наличии идентификационного номера на упаковке обуви (в виде
блестящей марки), который несет информацию о продавце.
Если
вы выбросили коробку от обуви. Согласно новой редакции Закона «О защите
прав потребителя» от 16 января 2009 года при возврате старой обуви
наличие коробки необязательно, если обувь новая (до 14 дней) — упаковка
необходима.
Когда спорить себе дороже
Что
касается «именитой» — обуви от известных фирм, не всегда громкая
торговая марка гарантирует безупречное качество. Порой дорогие модели
на поверку оказываются стоковыми вещами из выбракованной партии.
Скупаются они за небольшую цену за границей, а реализуются у нас
втридорога.
Или вот: купил человек роскошную на первый взгляд
обувь, а через неделю каблук расслоился, подошва разломалась. Результат
экспертизы: это пара из старой коллекции. И дело даже не в аспекте моды
и стиля. Обувь, которая долго лежит на складе «до востребования»,
изменяется не в лучшую сторону. И происходит все из–за нарушения
условий хранения — несоблюдения параметров влажности и температуры.
Однако
реализаторы такой обуви, как правило, знают, что продают, поэтому в
долгие судебные споры не вступают. Иначе им приходится возмещать не
только стоимость обуви покупателю, но и судебные издержки, средства на
проведение экспертизы, моральный вред потребителю. Помимо этого, штраф
за неурегулирование спора в досудебном порядке. Как ни крути, себе
дороже.
Сделайте мне брак
В борьбе за свои
права потребитель, он же на первый взгляд потерпевший, не всегда
«безупречно порядочен и кристально чист». Есть случаи, когда, износив
обувь и разочаровавшись в купленной модели, попросту хочет схитрить —
вернуть свои деньги. Вопрос, как это сделать, решается для некоторых
просто. Находят обувного мастера, который за вознаграждение создает
изъян.
Иное дело — механические повреждения, когда человек
носит обувь «до упора»: набойки не меняет, о профилактике ничего не
знает. Из–за этого уменьшается высота каблука, ломаются супинаторы и
геленки — металлические пластины между стелькой и подошвой, что
обеспечивают упругость и прочность. Но это не производственный —
эксплуатационный дефект. Сказать тут можно лишь одно: учитесь носить
обувь и должным образом ухаживать за ней.
Распродажа
Привычное
дело — распродажа коллекции в связи с окончанием сезона. Лето уходит —
туфли, босоножки, шлепанцы продаются по цене до 50 процентов от
первоначальной. Вы радуетесь покупке, носите такую обувь дома или в
офисе как «сменку», а она возьми и развались. Продавец вернуть деньги
отказывается, делая больше глаза и возмущаясь: мол, это ведь была
уценка. В общем, уважаемый покупатель, имейте совесть и отойдите от
прилавка!
На самом деле если обувь уценена не по причине
брака, она является полноценной, соответственно, ваши кровно
потраченные за некачественный товар вам обязаны вернуть. Возврату не
подлежат только конфискат и обувь, уцененная по причине явного
производственного дефекта. Об этом должен быть составлен
соответствующий акт. В общем, приобретая такую пару, вы подписываетесь,
что в курсе о ее статусе «неформат» и никаких по этому поводу претензий
в будущем.