2
августа исполнилось ровно 80 лет всенародно любимым, «продуваемым всеми
ветрами» воздушно–десантным войскам. Их смело можно назвать
белорусскими, ведь у самых истоков создания ВДВ стоял уроженец Пинска
легендарный Яков Мошковский, в нашей земле корни первого конструктора
специальной парашютно–десантной техники гениального Павла Гроховского.
Неоценим вклад в становление и развитие воздушно–десантных войск
легендарного Бати — костюковичского богатыря, Героя Советского Союза
генерала армии Василия Филипповича Маргелова, 25 лет стоявшего во главе
крылатой пехоты, достигшей при нем своей наивысшей мощи. Сегодня, к
сожалению, редко вспоминают имя еще одного заслуженного
белоруса–десантника, заместителя Маргелова — генерал–лейтенанта Ивана
Ивановича Лисова. Это о нем Маргелов говорил: «Лисов — это мой главный
подарок судьбы». Еще бы! На протяжении многих лет заместитель
командующего — начальник воздушно–десантной службы ВДВ генерал Лисов
был, выражаясь современным языком, главным имиджмейкером
воздушно–десантных войск — никто больше него не сделал для пропаганды
ВДВ, создания вокруг них особого ореола героизма и романтики. Кстати,
благодаря Лисову у крылатой пехоты появился голубой берет — главная
святыня десантника. Кандидат исторических наук, автор многочисленных
статей, книг и сценариев фильмов о крылатой пехоте, член Союза писателей
и Союза журналистов СССР, он был потрясающим рассказчиком. Особенно это
вспоминается сегодня, на фоне бубнящих с телеэкранов что–то
невразумительное, усердно переливающих из пустого в порожнее
представителей многочисленных пресс–служб. Иван Иванович участвовал и в
становлении первого воздушно–десантного училища, очень много сделал для
развития парашютного спорта, создал Центральный спортивный парашютный
клуб ВДВ, был мастером парашютного спорта СССР, судьей всесоюзной и
международной категорий, членом Национального олимпийского комитета
СССР, председателем Федерации парашютного спорта СССР, председателем
парашютной комиссии Международной федерации авиационного спорта (ФАИ) и
вице–президентом ФАИ. Боевой генерал, кавалер 9 орденов, за особые
заслуги в развитии мирового парашютного спорта удостоенный (случай
уникальный!) золотой парашютной медали ФАИ!
Приказано — прыгать!
Весьма
символично, что родился этот удивительный человек в неформальной
столице белорусских десантников — в Витебске. Иван Иванович Лисов —
автор стольких крылатых поговорок и выражений, что и знаменитое «куда
кривая выведет», не удивлюсь, тоже плод его острого ума. Улица Кривая,
на которой он жил, вывела сына простого рабочего–сапожника витебской
обувной фабрики «Прогресс» в люди и сделала настоящим человеком. Вместе с
окрестными пацанами Иван учился в ФЗУ «Швейник» на ученика–механика по
установке и ремонту швейных машин, а когда в 1929 году вспыхнул
вооруженный конфликт на КВЖД, пошел со всей улицей в военкомат —
записываться добровольцем в Красную Армию — на Дальний Восток. Но
семнадцатилетнего Ивана витебский военком отправил не на фронт, а в
Минск, в Объединенную Белорусскую военную школу им. ЦИК БССР. Здесь–то
впервые и пересеклись его пути–дороги с Василием Маргеловым, который
учился на курс старше. Самых лучших выпускников ОБВШ в качестве
поощрения распределяли в Могилевский гарнизон, в передовую 33–ю
Белорусскую дивизию 16–го стрелкового корпуса. В апреле 1931 года в 99–й
стрелковый полк 33–й дивизии прибыл на должность командира пулеметного
взвода Маргелов, а ровно через год в этом же полку доверили пулеметный
взвод и отличнику Лисову. Вскоре в Белорусском военном округе начали
создавать первые подразделения десантников. Бобруйск стал колыбелью для
2–го авиационного батальона особого назначения, а в стрелковых дивизиях
формировались внештатные стрелковые батальоны особого назначения. Не
осталась в стороне и 33–я дивизия, где отбор бойцов и командиров для
осназа возложили на Александра Онуфриева. Мимо его цепкого взгляда
высокий (рост 180 сантиметров), крепко сбитый, спортивный Иван Лисов не
проскочил.
Из
Могилева его откомандировали в Бобруйск, где на местном аэродроме 16
июля 1934 года после непродолжительного инструктажа — «жить захочешь —
кольцо найдешь» — Лисов совершил первый в своей жизни парашютный прыжок.
Совершил, как впоследствии, уже будучи генералом, с улыбкой рассказывал
Иван Иванович, в полубессознательном состоянии. С закрытыми глазами с
парашютом ПД–1 он просто вывалился из подвешенной под брюхом
бомбардировщика ТБ–1 специальной фанерной люльки — «гробницы
Гроховского», названной так в честь ее конструктора. После первого
испытания его ждали прыжки с четырехмоторного гигантского тяжелого
бомбардировщика ТБ–3, в фюзеляж которого буквально как сельдь в бочку
«набивали» 30 десантников. Перед прыжком нужно было умудриться выбраться
из самолета наружу, преодолеть мощный поток набегающего воздуха,
зацепиться за гофрированную обшивку фюзеляжа и лишь после команды —
отмашки сигнального флажка штурмана, ринуться в бездну.
Легкопулементному взводу Лисова доставалось при этом больше других.
Десантироваться приходилось с ручным пулеметом Дегтярева. А эта
«железяка» имела 11 килограммов веса да целых метр тридцать длины.
Совершая один из прыжков, Лисов из–за этого самого «дегтеря» чуть было
не погиб. Решив отделиться от ТБ–3 поэффектнее, покрасивее, он решил
пробежаться по двадцатидвухметровому крылу, но неожиданно зацепился за
него стволом пулемета и кувырком свалился в неуправляемое падение.
Поспешно открыв парашют, он только усугубил свое положение. Купол
спеленал десантника по рукам и ногам, но Лисов не потерял самообладания
и, дотянувшись до кармана, вытащил складной нож, прорезал им в шелковом
полотнище огромную дыру и чудом вытолкнул через нее купол открытого в
самый последний момент запасного парашюта. При посадке отделался лишь
ушибами. Больше пострадал злосчастный пулемет — его ствол от удара о
землю принял форму вопросительного знака. На этом десантный экстрим для
Лисова не закончился. Совершая следующий прыжок, он отделился от ТБ–3
раньше времени и, упав на крышу дома, к ужасу его хозяйки, снайперски
сбил дымящуюся кирпичную трубу. А во время первого ночного прыжка угодил
аккурат в самое глухое болото и чуть было не утонул.
Столь
интенсивная прыжковая подготовка с первыми белорусскими десантниками
проводилась в связи с предстоящими крупными осенними маневрами, на
которые были приглашены нарком обороны Ворошилов и наблюдатели из
Франции и Чехословакии.
Купола над Тростенцом
9
сентября 1934 года в районе Тростенца под Минском армада
бомбардировщиков ТБ–3 под прикрытием дальних крейсеров Р–6 и
истребителей И–5 впервые в мире выбросила массовый десант из 589
бойцов–осназовцев. Под куполами парашютов успешно приземлился и на
«отлично» выполнил поставленную задачу легкопулеметный взвод Ивана
Лисова, ставшего одним из пионеров крылатой пехоты в Белоруссии. Здесь,
под Тростенцом, по–моему, и должен стоять памятный знак, символизирующий
рождение первых частей ВДВ в Белорусском военном округе. По итогам
учений комвзвода Лисова наградили от имени наркома Ворошилова часами.
Весной
1935 года судьба получившего повышение по службе командира пулеметной
роты Лисова могла круто измениться. В ВВС остро ощущалась нехватка
летных кадров. Имевшего 6 парашютных прыжков Лисова направили в
авиационную эскадрилью для стажировки в качестве штурмана–бомбардира
самолета Р–5 с дальнейшим допуском к вступительным экзаменам в
Военно–воздушную академию. Но во время одного из учебных полетов
случилось непредвиденное. Не сошли с замков бомбы, а попытка Лисова
дотянуться до заклинивших тяг–держателей и сбросить их вручную привела к
тому, что он неожиданно вывалился из кабины. В беспорядочном вращении
кольцо он найти не смог и с огромным трудом открыл парашют, рванув за
шланг с вытяжным тросиком. Спасся чудом. Испытывать судьбу в качестве
штурмана он больше не стал. Но нет худа без добра. Авиатора из Лисова не
получилось, зато какого десантника получили ВДВ!
Когда в 1936
году на базе батальонов осназа в гарнизоне Боровское комбриг Федор
Кармалюк начал формировать первую в Белорусском военном округе
полнокровную десантную часть — 47–ю авиабригаду особого назначения, то
никого не удивило, что на должность командира 1–й легкопулеметной роты
1–го легкопулеметного батальона он назначил старшего лейтенанта Ивана
Лисова. Один из первых прыжков в новой должности стал для Ивана
очередным испытанием нервов и характера. На только что поступившем на
вооружение парашюте ПД–6 его снесло ветром на железнодорожную станцию, к
которой приближался поезд. Один только Бог знает, как ему удалось
уцелеть. Успевший затормозить машинист наблюдал невероятную картину:
колеса его паровоза все же перерезали стропы парашюта и воистину
родившийся в рубашке десантник оказался по одну сторону от пышущей паром
махины, а погасший купол — по другую, но и это происшествие не смутило
Лисова и не заставило усомниться в правильности выбранного пути.
Легендарный
парашютист, один из будущих первых генералов–десантников, полковник
Алексей Левашов, сменивший на посту комбрига репрессированного и
расстрелянного Федора Кармалюка, увидел в молодом офицере грамотного,
толкового, растущего командира и сначала выдвинул его на должность
начальника штаба, а затем и командира 1–го воздушно–десантного
батальона. Из Марьиной Горки (сюда перебросили 47–ю бригаду,
переименовав ее в 214–ю) по рекомендации Левашова и начальника штаба
бригады подполковника Александра Казанкина (будущего командующего ВДВ) в
1939 году капитан Лисов убыл в Военную академию имени Фрунзе. Он и там
ходил в передовиках. Летом 1940 года блестяще проявил себя на стажировке
в должности командира полка в Закавказском военном округе и стал
слушателем Высшей специальной школы Генерального штаба Красной Армии.
С верой в победу
В
учебные планы внесла свои коррективы война — спецшколу Лисов
заканчивает ускоренно, как отличник учебы выпускается досрочно и уже в
сентябре 1941 года служит помощником начальника разведотдела
воздушно–десантных войск. Он рвется на фронт, его родная 214–я бригада
громит фашистов, в ее составе воюет и его брат, военврач 2–го батальона
Леонид Лисов. Не знал тогда Иван, что еще в августе в бою у деревни
Холодники на Гомельщине Леонид был тяжело ранен и попал в плен. В
списках без вести пропавших он будет числиться до 1944 года, до дня его
освобождения из концлагеря в Польше наступающей Красной Армией.
Большие
потери и нехватка кадров офицеров–десантников заставили руководство
РККА открыть в ноябре 1941 года в Куйбышеве первое в истории ВДВ
воздушно–десантное училище. На должность начальника учебного отдела
училища требовался грамотный, толковый офицер–десантник. Направили
капитана Лисова. На фронт Лисову удалось попасть только в 1944 году.
Начальник штаба 300–го гвардейского полка (сформированного на базе 13–й
гвардейской воздушно–десантной бригады) гвардии майор Лисов участвует в
Свирско–Петрозаводской наступательной операции. Любитель нетрадиционных
оригинальных решений, он и здесь остается верен себе. Реку Свирь в
районе Лодейного Поля его полк форсирует настолько мастерски, что после
войны организацию и проведение этой операции признают классическими и
будут изучать в академиях и училищах. Чего стоил хотя бы ложный десант с
чучелами солдат и макетами техники на плотах. Двенадцать
добровольцев–десантников, сопровождавших под шквальным огнем эту
плавучую бутафорию и первыми ступивших на берег противника, удостоили
звания Героя Советского Союза. Начальник штаба полка Лисов получил за
эту операцию орден Отечественной войны I степени. Смелые и решительные
действия боевых маневренных групп полка позволили не только прорвать 6
оборонительных полос противника и нанести серьезные потери 2–му
армейскому корпусу финнов, но и не допустить взрыва плотины
Нижне–Свирской ГЭС. Благодарные жители Лодейного Поля после войны
присвоили Ивану Лисову звание почетного гражданина их города.
Нет задач невыполнимых
Став
в 1947 году командующим ВДВ, генерал–лейтенант Александр Федорович
Казанкин не забыл о лихом комбате 47–й десантной бригады. Подполковник
Лисов получил должность в оперативном управлении воздушно–десантных
войск. Здесь, в апреле 1948 года, он вновь встречается со своим бывшим
однокашником по минской ОБВШ Героем Советского Союза генералом Василием
Маргеловым, назначенным командиром 76–й гвардейской воздушно–десантной
дивизии в Пскове. Пройдет время, и легендарный тандем из этих выдающихся
личностей поднимет воздушно–десантные войска на вершину невиданной
мощи, сделает из них особый, элитный род войск, способный с плацдарма
под облаками «вогнать в тоску» любого противника. Они прекрасно дополнят
друг друга — прямой, жесткий кандидат военных наук генерал Маргелов и
дипломатичный, интеллигентный кандидат исторических наук генерал Лисов.
В
ноябре 1957 года Лисов стал в крылатой пехоте главным парашютистом —
начальником воздушно–десантной службы ВДВ, а через 7 лет в дополнение к
этой должности получит «кресло» заместителя командующего
воздушно–десантными войсками, в котором будет находиться до 16 декабря
1974 года, дня увольнения в запас. Истинный фанат парашютных прыжков,
Иван Иванович Лисов сделал парашютно–десантную подготовку основой основ
боевой учебы в ВДВ. В этом деле он умело использовал личный пример и к
1962 году имел среди всех генералов–десантников рекордное количество
прыжков — 380! Сорок семь (!) раз покидала борт самолета и жена Лисова!
На молодых солдат–десантников это действовало безотказно — прыгали все!
Летом
1959 года генерал Лисов лично возглавил первый массовый десант на воду,
который проходил в сложнейших метеоусловиях. Низкая облачность, дождь,
порывы ветра до 16 метров в секунду сделали эту операцию по–настоящему
боевой, потребовавшей от десантников особого мужества и выдержки.
Когда
на вооружение начали поступать мощные военно–транспортные самолеты Ан–8
и Ан–12 и до 350 километров в час возросла скорость десантирования, то
для выброски десантников разработали новый «скоростной» парашют Д–1–8,
испытание и внедрение которого проходило при непосредственном участии
генерала Лисова. Для десантирования техники использовались специальные
парашютные платформы. В строю ВДВ в те годы стояли 7 боевых и одна
учебная дивизия. Уровень их подготовки позволял решать любые задачи. Для
десантирования частей ВДВ военно–транспортная авиация имела 22 полка на
самолетах Ан–12 и 2 на могучих Ан–22 «Антей». Эта огромная мощь была с
успехом продемонстрирована на крупнейших стратегических маневрах «Днепр»
(вместе с техникой десантировались части 76–й, 103–й гвардейских
дивизий и 350–го гвардейского парашютно–десантного полка) и «Юг» (на
«врага» была сброшена 98–я гвардейская дивизия). Своеобразный мировой
рекорд 10 марта 1970 года на учениях «Двина» в Белоруссии установили
воины 76–й гвардейской дивизии: за 22 минуты с 280 самолетов Ан–12 и 4
Ан–22 десантировано 8 тысяч десантников и 152 единицы боевой техники!
Вот это мощь! В августе 1967 года с целью захвата на случай войны
господствующих горных вершин и перевалов парашютно–десантный батальон
105–й гвардейской дивизии впервые десантировали на горное плато,
расположенное на высоте 3.600 метров. На следующий год на Памире 36
воинов–десантников «пригорились» на высоте 6.100 метров, а еще одна
группа — на 7.134 метрах! Для этих прыжков впервые разработали
специальные парашюты альпиниста — ПА–1. Под руководством генерала Лисова
велась и подготовка к первой в мире выброске бронированной боевой
машины десанта с экипажем внутри. 5 января 1973 года с помощью
парашютной системы «Кентавр» с самолета Ан–12Б была успешно
десантирована БМД–1 с экипажем в составе подполковника Л.Зуева и сына
Маргелова, старшего лейтенанта А.Маргелова.
Генерал, сценарист, журналист...
Огромное
внимание уделял генерал Лисов и парашютному спорту, который при нем
занял ведущее место не только в Вооруженных Силах, в советской стране,
но и во всем мире. Он создал Центральный спортивный парашютный клуб ВДВ —
настоящую парашютную академию Советской Армии. Начала работать
Федерация парашютного спорта СССР, которую Лисов и возглавил. Под
руководством генерала Лисова воины–десантники впервые в истории
советского парашютного спорта стали абсолютными чемпионами СССР.
Блестяще выступали парашютисты–десантники и на международной арене. В
1964 году они завоевали 164 (!) золотые медали и установили 26 мировых
рекордов. Удивительно, как «режимный» генерал, допущенный к военным
секретам особой важности, работал председателем парашютной комиссии
Международной федерации авиационного спорта (ФАИ) и вице–президентом
ФАИ. Как руководитель делегаций советских парашютистов и судья
Международной категории он выезжал на соревнования в Австрию, Чили,
Индию, Финляндию, Англию, Францию, ФРГ, Швецию, Югославию...
По
его сценарию сняли фильм «В небе только девушки», который получил
множество призов и демонстрировался более чем в 100 странах мира.
Талантливые очерки генерала Лисова о воинах–десантниках с удовольствием
печатали отечественные и зарубежные газеты и журналы, из–под его пера с
одинаковым успехом выходили и учебные пособия, и художественные книги о
парашютистах. Увлекательный, яркий рассказчик, он был частым и желанным
гостем на телевидении, в трудовых и воинских коллективах, учебных
аудиториях. Тысячи мальчишек благодаря Лисову связали свою жизнь с
крылатой пехотой, стали под овеянные славой знамена воздушно–десантных
войск.
9 июля 1967 года в «Домодедово» он руководил
показательными прыжками десантников в ходе самого грандиозного в истории
СССР воздушного парада, приуроченного к 50–летию советской страны.
Завершал праздник десант из 1.000 крылатых пехотинцев! За отличное
выполнение поставленных задач на этом параде генерал–лейтенант Лисов был
награжден орденом Красной Звезды, четвертым за время его службы в ВДВ.
Особую
памятную точку своей службе в армии Иван Иванович Лисов, которого по
праву звали живой историей воздушно–десантных войск, поставил созданием в
Рязани Музея истории ВДВ. И на пенсии он продолжал служить
воздушно–десантным войскам, возглавляя до 1979 года военную кафедру
Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, выпускники которой почти все
прыгали с парашютом, пополняя кадры замполитов подразделений ВДВ.
Наверное редко кто посещает этот сайт. Ещё есть вопрос,Ольга Евстафевна Дяченко, это жена генерала Лисова? Односельчанин с рассказов своих родных узнал что как-бы является родственником генерала,( по жене) хочет удостоверится так ли это.