Об отрасли IT
Связисты и айтишники в своем лексиконе часто используют термин
«последняя миля». Трактуется он сложно: это канал, соединяющий
клиентское оборудование с узлом доступа провайдера. Для операторов
решить проблему последней мили — значит кратчайшим способом, с
минимальными затратами довести до потребителей свой продукт. Такова
общепринятая формулировка. Мне же иногда кажется, что в наших реалиях
эта самая миля — та дистанция, которая разделяет мир высоких технологий,
успешно работающих на экономику и престиж страны, от новаций бытовых,
пробивающих себе дорогу к пользователю все еще с боем, все еще со
скрипом.
...Три года назад в отрасли IT произошли два события,
на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. Событие первое: в
набиравшем тогда обороты Парке высоких технологий появилось несколько
новых резидентов, среди которых и небольшая фирма под никому не
известным названием «Вайрон Айти». Этот факт так бы и остался интересным
лишь для узких специалистов, если бы не одна любопытная подробность:
директором компании стал студент 4–го курса факультета прикладной
математики и информатики Белгосуниверситета, 21–летний Максим Осипов.
Самый молодой резидент ПВТ со школьных времен копил деньги, организовал
фирму и работал над созданием компьютерной игры. Когда я встретился с
ним после официального оформления «резидентства», в штате у Осипова было
5 подчиненных, включая маму. Еще были абстрактные планы и
неизвестность. Это объяснимо. Даже тогда многие сомневались, что стране
по силам на голом технологическом «пустыре» создать реальную площадку
для развития отрасли IT, не говоря уже о мифической «силиконовой
долине». Соответственно, и в успех старта Осипова верили единицы.
Говорили: дурак парень, не уехал в «Гугл». Скиснет здесь, в родной
глуши.
Событие второе касалось сферы несколько другой: в
2007–м сантехники, мастера и прочие работники ЖЭУ, вооружившись
отвертками и шуруповертами, отправились чистить стояки от зловредной
паутины домашних сетей. Перерезая незаконно проложенные кабели, жэсовцы
вроде бы действовали правильно — просто отстаивали интересы
противопожарной безопасности.
Так началась эпопея с локальными
сетями, переросшая после в нелепую «мыльную оперу». Лишь демонтировав
несколько сотен «локалок», специалисты задумались об альтернативе —
легализации существующей инфраструктуры. Думали долго. Провайдеры,
которые были готовы вкладывать в обновление деньги, возводя коммуникации
по технологии Ethernet (она обычно лежит в основе таких сетей),
терпеливо ждали. Собрали необходимые документы, отправили в
Мингорисполком. Но почти год заявки компаний мариновали. И лишь после
вмешательства Минсвязи дело наконец сдвинулось с мертвой точки.
Специалисты предрекали бурное развитие обновленных домашних сетей, что
для пользователей стало бы большим плюсом, — провайдерам проще решить
проблему последней мили, значит, тарифы они могут предложить более
выгодные и гибкие. Фирмы были готовы приступить к действию...
...Максим
Осипов, к этому времени выпустивший–таки свою игру «Безмолвие», начал
заниматься проектами, связанными с 3D–моделированием. Компания его назло
скептикам не загнулась — наоборот, пошла в гору. И для меня его успех
значит даже больше, чем оптимистичная официальная статистика, по которой
Беларусь вплотную приблизилась к десятке стран — лидеров в сфере
IT–аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Больше, чем рост объемов
производства программного обеспечения в ПВТ, которые увеличиваются из
года в год. Потому что именно такие, как Осипов, позволяют верить, что
сфера высоких технологий будет у нас и дальше развиваться гармонично.
А
что же домашние сети? Их история пока не завершилась успехом.
По–прежнему скрипит унылая бюрократическая телега. Поговорив с
представителями минских компаний, узнал: несмотря на полученное от
города «добро» на строительство сетей, снова возникли заминки, теперь
уже с ЖРЭО. Опять непонятные требования, волокита. Когда завершится эта
надоевшая компьютерная «санта–барбара», сказать сложно.
Как и
ответить на вопрос: чего катастрофически не хватает сегодня потребителю?
Предположу: наверное, даже не столько быстрого и дешевого интернета
(как принято считать), сколько ощущения, что технологии работают на нас и
для нас. Пропасть между «высоким» и «бытовым» продолжает углубляться.
Здесь даже не миля — целый парсек.
СМИ Портала Беларусь Сегодня: SB.BY