Мне
пришла почтовая открытка. Из ЮАР! На карточке — побережье океана.
Лазурные волны разбиваются о белый песок... Только подумайте, чтобы
попасть ко мне в руки, она за 15 дней пролетела девять тысяч километров! «Зачем
так долго ждать? — воскликнут скептики. — Теперь же кругом интернет!
Всего несколько мгновений — и ваше виртуальное послание уже на другом
конце света... Какой может быть интерес в банальных кусочках картона?» А
вот какой. Идея завести друга через простую почтовую карточку
существовала еще в СССР, когда интернета не было и в помине. Современный
вариант этого хобби, так называемый посткроссинг, зародился в 2005
году. Его создатель, португалец Пауло Магальяеш, очень любил получать и
отправлять почтовые открытки. И хотел разделить свое увлечение с
миллионами людей по всему свету. Как это сделать? Ответ прост — открыть
веб–сайт.
Процедура совсем несложная: вы регистрируетесь на
сайте, получаете пять адресов и посылаете открытки. Здесь вас и ждет
сюрприз: все адреса распределяются случайным образом! И как только одна
из ваших почтовых карточек дойдет до адресата, живущего, скажем, в
Китае, ждите привета, например, из Финляндии!
— Вы даже не
представляете себе, насколько это занимательно! — делится впечатлениями
Ванесса Шмитт, посткроссер из Германии. — Ведь держать в руках открытку,
на которой написано несколько теплых слов, куда приятнее, чем получить
пускай и обстоятельное, но виртуальное письмо... К тому же можно
совершить настоящее путешествие, не выходя из дома! На открытках часто
изображают не только туристические достопримечательности, но и обычаи,
быт жителей своей страны...
А как обстоит дело с «культурными»
открытками у нас? Решив узнать это, отправился на Главпочтамт. На мой
вопрос: «Есть у вас почтовые карточки с белорусскими национальными
костюмами или обрядами?» — продавец только покачала головой. Хотя в той
же Германии достать подобные открытки большого труда не составит...
—
Может быть, это недоработка издателей, — считает историк–коллекционер
Владимир Лиходедов. — В Советском Союзе, например, какой только тематики
не было! И Великая Отечественная война, и корабли, и города, и даже
этнография... А в настоящее время этнографических открыток не хватает.
Точнее, их просто нет! Все сегодня ищут сиюминутную выгоду. А почтовая
карточка — ну что это за заработок? С другой стороны, на многих курортах
это довольно прибыльный бизнес. Судите сами — туристы, приезжая на
отдых, обязательно купят себе какой–нибудь сувенир. И часто такой
сувенир — открытка. А в Беларуси этим почему–то не пользуются...
Обнадеживает
такой факт: в конце мая одно из минских издательств выпустило набор,
посвященный 600–летию Грюнвальдской битвы. Но неужели такие нужные
открытки будут выпускаться только по большим праздникам? — Сегодня
интерес к истории и культуре нашей страны растет, и мы стараемся идти
навстречу нашим клиентам, — отвечает директор этого издательства
Константин Соколов. — Подтверждение тому — уже вышедшие комплекты
открыток «Легенды Старога Мiнска» и «Грунвальдская бiтва». Но это не все
— мы уже готовим к изданию фотоальбомы известных белорусских мастеров о
Минске и Беларуси.
В этом году посткроссинг отметил свой
первый маленький юбилей — пять лет. У нас проект только набирает
обороты: не так давно число его участников перешагнуло за три тысячи. И
эта цифра растет — а значит, слухи о смерти почтовой открытки сильно
преувеличены...
Кстати
В проекте
«Посткроссинг» участвует более 195 тысяч человек из 211 стран мира. За
пять лет посткроссеры отослали почти 5 миллионов открыток, причем в
тройке самых активных — пользователи из Финляндии, США и Германии.
Беларусь по этому показателю занимает пока 20–е место.