Уверена,
опытные руководители хозяйств согласятся с такой простой формулой:
жатва — это работа до седьмого пота плюс железная дисциплина. А
надеяться на авось, особенно в технике безопасности, — дремучее
невежество. К сожалению, многие рискуют и ходят на грани ЧП...
Прокуратура
Брестской области не так давно провела проверку соблюдения требований
Директивы № 1. Выяснилось, что в прошлом году государственный техосмотр
на Брестчине прошли лишь 74,8 процента транспортных средств, имеющихся в
сельскохозяйственных предприятиях. В отчетах, предоставленных перед
началом прошлого сезона страды, число тракторов и комбайнов, прошедших
государственный техосмотр, было завышено примерно на полтысячи единиц!
Лидируют в списке нарушителей хозяйства Лунинецкого, Ганцевичского,
Ивацевичского, Пинского, Каменецкого и Столинского районов.
Заглянуть
в документы тех, кто сегодня занят уборкой хлеба, я отправилась вместе с
инспектором ГАИ в Лунинецкий район. Проблемный адрес. С начала года 19
руководителей предприятий района привлечены к административной
ответственности за выпуск на линию неисправных транспортных средств, 7
протоколов составлено за допуск к работе не имеющих водительских
удостоверений и нетрезвых водителей. После масштабной сверки имеющейся в
ГАИ Лунинецкого РОВД базы нарушителей правил дорожного движения со
списками механизаторов сельхозпредприятий выяснилось, что 95 из них
лишены водительских прав за различные нарушения, в основном — за
управление автомобилем в пьяном виде.
— Причина одна — слабый
контроль со стороны руководителей хозяйств, — уверен старший инспектор
ДПС Андрей Конопацкий. — Решили такую сверку делать ежемесячно, но пока
наше решение не выполняется ни одним председателем СПК...
...На
дороге между Лунинцем и Вулькой–2, деревней, где расположено правление
СПК «Вульковский рассвет», техники немного. В основном тракторы и МАЗы,
перевозящие зерно. Останавливаем, инспектор ГАИ Иван Тупеко внимательно
проверяет документы: страховку, отметку о прохождении техосмотра,
водительское удостоверение. Серьезных замечаний нет. Надо полагать,
активная профилактика возымела действие. Рядом с правлением хозяйства
осматриваем два «Беларуса» — один принадлежит заготконторе Лунинецкого
райпо, второй — местному СПК. Инспектор доволен — все в порядке. А вот
частный трактор Т–25 оказался без техосмотра.
— Да я его только собрал, — оправдывается хозяин. — Завтра же загоню в Лунинец на СТО.
—
Здесь у людей очень много частной техники: тракторы, грузовые
автомобили, жатки, — Иван Тупеко знает ситуацию. — Их тоже тщательно
проверяем... Мы уже собирались подвести итоги рейда на оптимистичной
ноте, как мимо протарахтел целый... поезд. Трактор тащил за собой три
прицепа. Грубейшее нарушение правил дорожного движения!
— Как
же вы управляетесь с таким составом? — спрашиваю тракториста СПК
Анатолия Яроховича. — Ведь ничего сзади не видно, да и опасно...
— У меня 20 лет водительского стажа, — парирует он. — В себе я уверен...
—
Опыт, стаж — это, конечно, ценные для механизатора качества. Но они не
отменяют требований техники безопасности. Придется делать выводы
сегодня. Завтра может быть поздно. В статистике уже достаточно черных
красок: с начала года на сельхозпредприятиях Брестчины погибли 3
человека и 6 — получили ранения...