Еще
неделя — и с большинства полей уйдут комбайны. Жатва подходит к концу.
Во всех областях убрано более половины площадей, появились первые
комбайнеры–«трехтысячники». Работа не прекращается круглые сутки!
Техника возвращается на мехдворы затемно, график механизаторов
нормированным уж точно не назовешь, зерноток работает даже ночью. На
уборочную в «третью смену» вышли и корреспонденты «СБ».
Полевые маневры
22.00.
Десять минут езды от Минска — и мы в деревне Большевик. Здесь находится
одно из крупнейших в области хозяйств — ОАО «1–я Минская птицефабрика».
Вечерело. На дверях конторы уже давно висел амбарный замок, но в полях
все еще светлячками светились комбайны. Жатва здесь продолжается и после
захода солнца. Правда, недолго. После одиннадцати часов вечера
«Гомсельмаши» и «Лексионы» выключают двигатели. Работать мешает роса.
Хотя еще несколько лет назад техника гудела до часу, а то и до двух
ночи.
Опытный комбайнер Александр Бугаев зевает и посматривает
на часы. До окончания рабочего дня осталось всего тридцать минут. Нужно
лишь дождаться, когда закончится погрузка зерна, и добраться до парка.
На улице жарковато, но в кабине прохладно: кондиционер — великое дело!
Смотрю на поле. Да уж, непривычные краски. Под ярким солнцем они
выглядят куда более естественно, чем в свете габаритных огней комбайнов. —
Я комбайнер с шестнадцатилетним стажем, — улыбается Бугаев. — Последние
четыре года работаю на «Лексионе». Уже 1.260 тонн зерна намолотил.
Больше по нашему хозяйству только у передовика Александра Стасюлевича. О
нем уже все газеты написали. Вставать приходится рано, ложиться поздно.
Но во время уборочной можно заработать солидные деньги.
Водитель МАЗа Александр Глазко машет рукой: «Хватит, полна коробочка». Грузовик отправляется на зерноток.
—
За день по 10 — 12 раз оборачиваюсь, — крутит руль Глазко. — Считаю, с
напарником — Сашей Бугаевым — повезло. Нам ведь платят за количество
вывезенного зерна — по 1.100 рублей за тонну. Жатва еще не закончилась, а
я уже полтора миллиона заработал.
Перекати–поле
22.30.
Возвращаемся в деревню Большевик. Вдали моргают маячки. Это комбайны
возвращаются с полей на мехдвор. Пожалуй, промежуток времени между
десятью и одиннадцатью часами вечера для местных автолюбителей самая
напряженная пора. Появление габаритной техники порой приводит в ужас
водителей легковых автомобилей. Во–первых, она может парализовать
движение на дороге. Во–вторых, недалеко и до аварии.
— В этом
году в области, к счастью, подобных ДТП пока не было, — уточняет
начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ Минской области Олег
Тюрин. — Впрочем, несколько показательных случаев из практики припомнить
могу. Три года назад в Клецком районе легковой автомобиль столкнулся с
комбайном. Водитель погиб. Выяснилось, что на крупногабаритной технике
отсутствовали фары и не была сложена жатка. Грубое нарушение правил
безопасности! Выходит, механизатор не оставил автолюбителю ни единого
шанса!
А вот другой пример. МАЗ перевозил зерно. Водитель
надавил на педаль газа и, как потом напишут в официальных сводках, на
повороте «не справился с управлением». Грузовик перевернулся. 8 тонн
зерна оказались на дороге! Расточительство? Еще бы. Ведь просыпаться не
должно ни зернышка! Поэтому во время проверок сотрудники
Госавтоинспекции обращают внимание на герметичность кузова и наличие
тентов.
Обратный процесс
23.00. В
местной бане ажиотаж. Рабочий день для механизаторов наконец–то
закончен. Осталось смыть с себя пот и разойтись по домам. Но
оказывается, многие специалисты приезжают на работу даже из Минска!
Странно, неужели в такой большой деревне нельзя найти рабочие руки?
—
Так тут до Минска рукой подать, — размышляют руководители хозяйства. —
Вот все в город и едут. Работать в сельском хозяйстве, особенно сейчас,
очень тяжело. Вкалывать приходится без выходных и почти круглые сутки.
За эти же деньги многие предпочитают приходить в офис в девять утра,
уходить в шесть вечера, отдыхать в субботу и воскресенье, но
переплачивать за бензин. Для многих уборочная кампания — сезонный
приработок. В ней участвуют люди разных возрастов и профессий. Например,
Александр Бугаев — тракторист, его помощник Андрей Шляхтенок — учитель
физкультуры в Семковской школе, заведующий зернотоком Александр Крупник —
агроном.
По зернышку
23.30. А вот
единственный островок, где работа не прекращается даже ночью. Это
зерноток. Передо мной несколько огромных гигантских труб, к которым
периодически подъезжают грузовики. Одни высыпают только что намолоченный
урожай, другие забирают уже готовое зерно из закромов и развозят его по
комбинатам хлебопродуктов. Заведующий комплексом Александр Крупник
ведет меня на экскурсию и чуть ли не на пальцах показывает
многоступенчатый механизм просушки зерна, влажность которого должна быть
строго 14 процентов. Именно такое хранится лучше всего.
Но
где же рабочие с лопатами?! Александр только усмехнулся, дескать, какой я
отсталый городской житель! Процесс выгрузки и просушки полностью
автоматизирован. Главное — внимательно следить за показаниями приборов.
Тринадцать человек работают посменно. Среди них — шесть студентов
Белорусского аграрного технического университета.
— Я в
хозяйстве практику проходил, а затем мне предложили остаться на
уборочную на должности помощника оператора, — не скрывает радости
третьекурсник Василий Мозоль. — Думал недолго. Ведь смогу набраться
опыта по специальности, да и денег, наверное, заработаю. Я должен
смотреть за оборудованием, следить за загрузкой зерна... В общем, работы
хватает.
Монотонную ночь на зернотоке может нарушить разве
что непогода. Даже под Минском наслышаны о стихии в Чаусском районе.
Неделю назад там ураган разрушил бункер зерносушилки. На землю
просыпалось 120 тонн пшеницы! Зерно собирали всю ночь и все утро.
* * *
С
рассветом поля снова оживут. К вечеру руководители хозяйств отчитаются
об очередных рекордах, сотрудники идеологических отделов районов
поздравят передовиков. И так день за днем, каждый из которых добавляет
уверенности, что будем с хлебом.