Почему «сырой» специалист по–прежнему становится темой для обсуждения?..
Как
выпустить из вузовских стен классного специалиста, который легко
вольется в трудовую среду, будет хватать все на лету и фонтанировать
идеями — тема не новая. Учебные заведения стремятся готовить именно
таких профессионалов. Предприятия — таких получать. Однако выходит это
далеко не всегда и не у всех. Почему «сырой» специалист по–прежнему
становится темой для обсуждения?
В Гомельской области тоже
решили поразмыслить над этим вопросом. Председатель облисполкома
Александр Якобсон, пригласив к мозговому штурму региональные вузы и
производственников, искренне недоумевал:
— Может ли вуз
существовать отдельно, а производство — отдельно? Студенту все нужно
руками потрогать, иначе как ему потом работать? С трудом представляется
учеба в медуниверситете без практики в больницах. Почему такое возможно
при подготовке производственников?
Сегодня
эта проблема актуальна как никогда. За последние годы большинство
промышленных предприятий страны настолько серьезно модернизировались,
освоив новые технологии, что вузы, не имея подобных ресурсов для
обновления учебно–материальной базы, перестали за ними поспевать.
Отсюда, по сути, беды одних и других.
— Установили новую
линию, — делился наболевшим генеральный директор ОАО
«Гомельстройматериалы» Олег Сейбель. — Понадобилось изготовить запасную
составляющую — веретено центрифуги. Всю страну объездил. Не оказалось в
Беларуси таких специалистов и станков. Поместил заказ в Чехии, на
частном заводе, где работает всего 36 человек.
Вузам тоже есть
что сказать. Приобретать дорогое оборудование, чтобы «обкатывать» на
нем студентов, с одной стороны, не всегда по силам финансово, с другой —
не всегда разумно. Проректор по учебной работе Белорусского
государственного университета транспорта Юрий Самодум ситуацию объяснял
доступно:
— Сегодня есть оборудование, которое стоит под
миллион долларов. Нам его не купить. Да и надо ли? Рациональнее
использовать базу предприятий той отрасли, для которой готовятся
специалисты.
БелГУТ продемонстрировал коллегам модель
связующего звена «альма–матер — производство». С середины 90–х вуз
вплотную работает с профильными предприятиями — основными потребителями
студенческих ресурсов. Сегодня у него 12 филиалов кафедр, созданных на
производствах. Такая модель удобна всем. На третий год учебы студент
начинает совмещать аудиторию с цехом. Постигая теорию, прощупывает ее на
практике.
Один из самых впечатляющих примеров — филиал
кафедры «Строительное производство» факультета промышленного и
гражданского строительства БелГУТ в ОАО «Гомельжелезобетон». На
общественных началах его возглавляет директор завода Александр
Старостов.
— Во–первых, я сам выпускник БелГУТ, — объясняет он
свое желание работать на этом поприще. — Во–вторых, член
попечительского совета вуза, а в–третьих, за годы работы хорошо усвоил:
управленческие кадры решают все и готовить их нужно со студенческой
скамьи.
То, о чем не говорит директор, понимаю по ходу
знакомства с темой. Учебники, по которым сегодня занимаются
студенты–«строители» — это классика советского периода. Методические
пособия, конечно же, обновляются. Но, видимо, не так быстро, как
реальное производство. Многие учебные позиции не отвечают и запросам
экономики. В программу просятся такие дисциплины, как «менеджмент
качества», «производственная логистика»...
Филиал кафедры на
заводе открылся в 2003 году. С тех пор будущие инженеры–технологи по
производству строительных изделий и конструкций (кстати, в Беларуси —
«штучный товар») проходят здесь «ювелирную обработку». За неполные семь
лет — около 160 человек. Лекции, практические занятия, курсовые и
дипломные ведут специалисты предприятия. Поэтому отрыва от жизни нет.
Все привязано к заводу. И производственная практика — тоже. Старостов —
один из немногих руководителей местных предприятий, кто нашел
возможность оплачивать ее студентам.
Молодой инженер–технолог
завода Виталий Шереметов, окончивший вуз в 2006 году и прошедший
подготовку кафедрой, с благодарностью вспоминает ту закалку:
—
Одно — в учебнике прочитал. Совсем другое, когда, работая и общаясь в
коллективе, пропускаешь все это через себя и усваиваешь по–настоящему.
Понятно,
для завода все это и хлопотно, и накладно, и ответственно. Чтобы учить,
и предприятию нужно быть в постоянном тонусе первопроходца. Но в итоге
«Гомельжелезобетон» свои усилия возвращает сегодня сторицей:
—
Для себя мы сняли проблему кадров, характерную для стройиндустрии, —
руководитель дает повод коллегам завидовать по–хорошему. — Причем за
счет лучших выпускников, которые благодаря такой профессиональной
подготовке легко адаптируются на производстве и в коллективе. Сегодня
эти ребята занимают на предприятии ключевые инженерные должности. Так
что мы не прогадали ни на йоту.
Но это лишь один из 12
филиалов БелГУТ. Подобных наберется еще пятерка. Что остальные? И как
обстоят дела в других вузах? К сожалению, созданных, но «холостых»
филиалов тоже оказалось достаточно. Еще больше — несозданных. Все
потому, что интересы учебных заведений и промышленников не всегда
пересекаются...
Разумеется, есть и объективные препятствия.
Например, в законодательстве не прописан порядок содержания помещений,
которые выделяются на предприятии под филиал кафедры. Если промышленник
берет траты на себя — могут появиться вопросы у проверяющих. Если
возложить это на вузы, те могут не потянуть. Еще одна болевая точка —
производственная практика студентов. Все больше предприятий сегодня
стремится предоставлять ее без оплаты. В итоге практикант, усилия
которого не оценены рублем, также несерьезно воспринимается на
предприятии: стой, смотри и не мешай. Он и не мешает... А потом приходит
на производство «сырой» специалист.