В
прошлом году деревня Войнилы Чаусского района стала агрогородком.
Сейчас тут многое радует глаз: ровный асфальт, обновляющийся Дом
культуры, открытия которого с нетерпением ждут сельчане, яркие фасады
домов. Но нет в Войнилах, пожалуй, самого главного - школы. Хотя по
социальным стандартам в агрогородке она должна быть.
- Школы
у нас никогда и не было, - разводит руками председатель Войниловского
сельсовета Тамара Жиркевич. - Детей всегда возили на занятия в соседние
деревни. Сейчас в Войнилах более полусотни учеников. Наступит учебный
год, и они будут ездить на автобусе районного отдела образования в
агрогородок Горбовичи, в 12 километрах отсюда. Там хорошая школа.
Родители привыкли к этому. В середине 80-х была идея построить в нашей
деревне школу. Даже проектно-сметную документацию подготовили. Но
что-то не получилось. Только ясли-сад у нас есть.
Неподалеку
от сельсовета я увидел играющих на улице мальчишек. Один из них -
Кирилл - 1 сентября идет в 6-й класс. Похвастался, что учится только на
"хорошо" и "отлично". И совсем по-взрослому посетовал на давку в
школьном автобусе.
- Было бы здорово, если бы у нас школа
открылась, - мечтает мальчишка. Тогда сразу после занятий можно было бы
домой идти и еще много свободного времени оставалось бы. А так после
окончания занятий обычно задерживаемся на несколько часов. У нас бывает
по 4 - 5 уроков, а автобус отправляется лишь после седьмого. Сидим в
классе, ждем. Или мяч на улице гоняем.
Родители школьников, понятное дело, не в восторге от ежедневных поездок детей за знаниями.
-
Моя Настя в прошлом году пошла в первый класс, занятия начинались в 9
утра, - приводит аргументы сельчанка Зоя Ильющенко. - Автобус же
отправлялся на час раньше. Дочку приходилось поднимать в 7. Но хуже
всего, что уроки у нее заканчивались в полдень, а дома девочка
оказывалась лишь спустя четыре часа. Когда же ребенку отдыхать?
Начальник
отдела образования Чаусского райисполкома Григорий Мордачев считает,
что открывать школу в Войнилах нецелесообразно. Немалые средства уйдут
на строительство, а потом - на содержание учебного заведения. А
школьников в районе с каждым годом все меньше. В райотделе образования
подсчитали: к 2014 году их останется менее тысячи...
Но ведь
на обустройство агрогородков тоже тратятся немалые средства. Цель
понятна: будет здесь комфортный быт - приедут и квалифицированные
специалисты. Поднимется производство, оживет населенный пункт... Но
отсутствие школы может затормозить эти благоприятные процессы.
Этого опасается и начальник управления образования Могилевского облисполкома Леонид Смотрицкий:
-
Школа в деревне - не просто место, где дети получают образование. Это
еще своеобразный социально-культурный центр. Тут и спортом можно
заниматься, и доступ в интернет получить, и книги из библиотеки взять.
Какой агрогородок без школы?
- Не стоит забывать и про
положительное влияние на сельчан педагогического коллектива, -
дополняет начальник управления контроля за работой агропромышленного,
лесохозяйственного и природоохранного комплексов КГК Могилевской
области Вячеслав Осмоловский. Наличие школы в агрогородке не зря
прописано социальными стандартами. Но пока они, как видим, выполняются
не везде...