В субботу я была на юбилее у своих друзей. В кафе, где проходило
торжество, за соседним столом сидели родители с двумя детьми. Взрослые
пили вино, а детям наливали кока–колу. Произносили тосты и чокались.
Дети старательно повторяли все жесты родителей и были в восторге от
звона бокалов. Когда я попыталась обратить внимание администратора на
это семейное застолье, он спокойно ответил: «Да пусть дети учатся
выпивать, все равно придется, вы же знаете наши традиции».
«Кто
традиции не любит и вином себя не губит — сволочь, гад, и негодяй, и
подлец, и скупердяй...» — шутливо утверждает поэт. Но в каждой шутке,
как известно, лишь доля шутки. О питейных традициях, впрочем, шутить
уже, по–моему, всем надоело. Потому что — достали! Похоже, даже такую
серьезную организацию, как ВОЗ. На Всемирной ассамблее здравоохранения в
Женеве 194 страны–участницы, в том числе Беларусь, приняли глобальную
стратегию по снижению злоупотребления алкоголем. Комплекс мер обсуждался
целых два года. Учтено в документе буквально все: от повышения налогов
на алкогольную продукцию и массового информирования граждан о вреде
спиртного до ограничения времени работы баров. Что ж, замечательно!
Остается только в ладоши хлопать и всячески одобрять инициативу. А если
без аплодисментов?
Отношения с «зеленым змием» у нас почти
любовные: переплелись и страсть, и ненависть. ВОЗ добавляет в эту
палитру еще одну, мрачноватую, но важную краску — статистику.
Злоупотребление алкоголем ежегодно становится причиной 2,5 миллиона
смертей. В 320 тысячах случаев жертвами оказываются молодые люди в
возрасте от 15 до 29 лет. Относительно безопасным уровнем годового
потребления спиртного ВОЗ считает 8 литров. Но, например, в прошлом году
этот порог безопасности у нас в стране превышен более чем в полтора
раза. Каждый, включая больных, стариков и младенцев, условно употребил
почти 13 литров чистого спирта. Но и этот рубеж, похоже, для нас не
последний...
Конечно, можно, как рекомендуют специалисты ВОЗ,
повысить налог на алкогольную продукцию. Ограничить время работы баров, а
также магазинов, торгующих спиртным, ресторанов и кафе. Но вряд ли мы
получим при этом общество всеобщей трезвости. Ведь выпивают у нас даже
не потому, что очень уж хочется, просто — традиция. Какой день рождения,
именины, свадьба, похороны без застолья? А деловые связи? Их обычно
налаживают на рыбалке, шашлыках, в бане. Выпивка при этом — первый пункт
программы. Даже социологи сделали парадоксальный вывод: среди тех, кто
добился успеха, количество пьющих, оказывается, больше, чем
трезвенников.
Ну а что же, кроме поэтических шуток и
административных запретов на пьянство, нам сегодня предлагают? Эксперты
считают, что «потребление алкоголя наступает с неизбежностью, когда
действуют три причинных фактора: алкогольный прилавок, питейная традиция
и овеществленная в эстетически–ценностной форме привлекательность
выпивки». И если эти самые факторы «нападают» втроем, человеку просто
некуда деться, и он начинает пить неизбежно. А вот если отсутствует хотя
бы один из них, возникает ситуация выбора. Таким выбором может и должен
стать трезвый здоровый образ жизни. Но чтобы он стал привлекательным,
нужно сформировать новые традиции. Сложно? Очень! Но можно
воспользоваться опытом массовых пропагандистских кампаний. Власти или
бизнес используют их, когда необходимо добиться смены каких–либо
ориентаций в обществе — от политических до гастрономических. Ну убедили
же нас, что авокадо и каперсы — деликатесы, без которых жизнь не в
радость! Так что самое время, по–моему, всем желающим выпить последнюю,
на посошок. И, вооружившись принятой стратегией ВОЗ, добиться, наконец,
смены и наших традиционных питейных ориентаций. Начать хотя бы с того,
чтобы детей не приучать к застольям.