Двое парней, две девчонки идут по парку. Парни в строгих костюмах,
белых рубашках, подстриженные. Девчонки в платьях однотонных, кофточках
беленьких. Ни портфелей в руках, ни сумок, ни рюкзаков пестрых. Деловой
стиль, как сейчас говорить принято. Смеются на весь парк. Хохочут громко
и радостно. Ясное дело, выпускники школы, завтрашние студенты
институтов, академий, университетов. Экзамен сдали, вот и радуются! А я
на скамейке сижу и, глядя на молодежь, улыбаюсь.
Они
останавливаются у противоположной скамейки, рядом с урной и начинают
разгрузку, избавляются от лишнего и уже ненужного... Сколько живу, а
такого количества шпаргалок не видел! И гармошечкой миниатюрной
сложенные: если развернуть такую, то вокруг самого старого дерева в
парке можно не один раз обернуть. И на отдельных листочках, словно карты
игральные, и как катушки с фотопленкой. Из карманов и карманчиков
потайных, из–под браслета часов, из–за пазухи, из–под ремня весь этот
скарб бесценный извлекался. Весь труд многодневный летел в мусор. Он уже
был совсем не нужен.
А сколько дней перед государственным
экзаменом корпеть школьнику довелось! Мельчайшими, как зерно маковое,
буковками и цифрами основы знаний из учебника или конспекта чужого на
шпаргалки перенося. Некоторые умники утверждают — сам по телевизору
слышал и читал на страницах солидных журналов, — что в шпаргалках нет
ничего страшного. Будто, когда ученик их пишет, то знания накапливает,
систематизирует, взвешивает, фильтрует. Ведь какой смысл на бумажку
тоненькую ненужную информацию переносить? И еще говорят, что ловкость
вместе с изобретательностью в умении использовать «домашнюю заготовку»
тоже молодого человека развивает, показывает его способности. Ведь
глупый и непродвинутый увалень не сможет и шпаргалку использовать...
Циничное рассуждение.
Мы все учились понемногу...
Правда–правда. И строгие школьные учителя, и преподаватели, доценты с
профессорами не родились такими, были и школьниками, и студентами.
Один
приятель, выпускник политехнического института, рассказывал, вспоминая
студенческие годы, о маленьком «преподе», у которого в портфеле на
зачете лежал толстый гвоздь и молоток тяжелый. Чтобы студенты не
предъявляли ему одни и те же конспекты, выдавая их за свои, он пробивал
их насквозь толстым гвоздем. Компостировал! А так как был он ростом мал,
то девчонкам высоким зачеты ставил легко, а парней высоких, наоборот,
терзал вопросами и придирками не по–детски.
Сотни, а может, и
тысячи способов придумали школьники и студенты, чтобы обмануть строгих
преподавателей. Каких только хитростей и уловок экзаменующиеся не
изобрели! От примитивных записей формул на манжетах рубашек до
высокотехнологичных, с использованием миниатюрных компьютеров и
телефонов «навороченных». Но и пятьдесят лет назад, и сегодня особы
мужского пола пишут на ладонях и запястьях до локтя, а девушки еще и на
ногах, прикрывая «научные татушки» длинными юбками.
Все мы
видели и слышали, все помним, как профессора перед экзаменом грозно
произносят, что и они когда–то студентами да школьниками были. Что все
хитрости со списыванием со шпаргалок им известны!
Вот где
собака зарыта! И они такие же. Такими же были и еще хвалятся этим.
Раскрывают карты, признаваясь, как образование получали...
А
если задуматься, то ведь и школа, и высшее образование на шпаргалках,
поблажках, списывании и приписывании во многом держатся. Сколько раз
разговаривал с соотечественниками, которые в европейских вузах
образование получали. Не списывают в тамошних школах, колледжах,
университетах, шпаргалок не изготавливают и даже не понимают, зачем это
надо...
А загляните в интернет, сколько там предложений
заманчивых! И курсовую тебе за деньги напишут, и кандидатскую с
докторской, и реферат нужный изготовят, и чертеж нарисуют.
Есть
такая присказка студенческая о защите диплома: «Пять минут позора — и
диплом в кармане».
Вот когда дипломы без позора получать
станут, а шпаргалки и списывание как явление исчезнут, тогда и гордиться
нашей системой образования будем.