Этому бородатому профессору с умными проницательными глазами
перевалило за 65, но он не чувствовал усталости. Вероятно, сила духа
помогала, и он дерзнул на неожиданный поступок, о котором в 1874 году
заговорил весь Московский университет. Коллеги недоумевали: как это
Михаил Семенович Куторга, став знаменитым историком, доктором философии,
членом–корреспондентом Академии наук, решил покинуть должность, Москву и
куда–то уехать? А перед этим ученый издал талантливую книгу «О науке и
ее значении в государстве», обращенную к проблемам воспитания и
духовного развития своего народа.
Я стал разыскивать эту
книгу, в Минске ее не оказалось. Нашел только в Москве и увлекся. Долго
работал в библиотеках, изучал жизнь и работы историка–белоруса Куторги. И
уже почти наяву видел, как Куторга спокойно складывает свои богатые
архивы и труды в ящики, как проходится у стен древнего Кремля и возле
университета. А назавтра трогательно прощается с сотрудниками кафедры
всеобщей истории, благодарит за дружбу, искренне обнимает друзей. Не
хотелось расставаться с тем, чему служил верой и правдой. Но годы брали
свое, да и зов предков давал о себе знать — короче, зрелый рассудок
редко ошибается. Не будет он в старости мучиться от безделья, а будет
«отдыхать в творчестве». Конечно же, сердце согревали мысли о будущих
встречах с родными, друзьями, хотелось увидеть, как живут местные
крестьяне, извечные труженики небогатых белорусских полей.
Но
что же в юности привело его в холодный Петербург?
От Вихры к
вихрям познаний
Михаил Семенович Куторга родился 8 ноября 1809 года в Мстиславле
Могилевской губернии. Но его рождение зарегистрировано в Черикове, где
тогда работал мелким чиновником отец. Первоначальные знания мальчик
получил от старшего брата Степана, которому оставался благодарен всю
жизнь. Вскоре семье пришлось проститься с речкой Вихрой и переехать в
незнакомый Петербург. Только обустроились, как неожиданно, еще молодым,
умер отец. На плечи матери легли все заботы о воспитании детей.
Миша
старательно учился в 3–й петербургской гимназии. После ее окончания
поступил в Петербургский университет на словесное отделение. После
восстания декабристов лучшие профессора оказались изгнанными, лекции
проводились на невысоком уровне. Куторга это сразу почувствовал — и
занялся самообразованием. В 1828 году в числе лучших выпускников его
послали в Дерптский (ныне Тартуский) профессорский институт, по тем
временам самый известный в Европе. Там Михаил изучал всеобщую историю,
и, хотя занятия велись на немецком языке, преподаватели признали, что
молодой человек «весьма способен» к своей специальности. Более всего
Михаила увлекала история. Куторга успешно защитил диссертацию о древних
племенах Афин и получил звание магистра философии. Дальше он продолжал
штурмовать высоты философских и исторических знаний в Берлине,
Гейдельберге, Мюнхене, Париже. Слушал лекции Георга Гегеля, Августа
Бека, Эдуарда Ганса, Леопольда Ранке, Карла Эйхгорна и других виднейших
немецких ученых, впитывая новые для того времени идеи и взгляды.
В
августе 1835 года Михаила Куторгу назначили преподавателем кафедры
всеобщей истории Петербургского университета. До него эту должность
занимал Н.В.Гоголь, уже известный по «Вечерам на хуторе близ Диканьки». В
те дни писатель так сообщал М.Погодину о своем уходе из университета:
«Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее». В результате
каждый занял место, предназначенное ему судьбой свыше.
Михаил Куторга реформировал, оживил кафедру и значительно изменил
характер преподавания всеобщей истории, что привело к постепенному
становлению первой русской школы исследователей античности. Он не
ограничивался передачей фактов и красивостью изложения, а привнес в
преподавание истории философско–критический взгляд. По мнению коллег,
«его лекции по глубине содержания не уступали лекциям лучших ученых того
времени». Куторга читал с увлечением, живо и интересно. Особенно
привлекало слушателей его умение анализировать — политический быт,
народное творчество, язык, литературу... Однажды, желая выразить свой
восторг, студенты устроили Куторге овацию и после окончания лекции
вынесли его на руках.
В 1838 году Михаил Куторга — ему тогда
шел 29–й год — превосходно защитил докторскую диссертацию и вскоре был
произведен в экстраординарные профессора. В это же время появились его
первые научные труды: «Политическое устройство германцев до VI
столетия», «Колена и сословия Аттические». Но молодому ученому хотелось
писать не только о политических процессах, государствах, но и об
отдельных личностях, оставивших свой след в истории. Он заинтересовался
Людовиком XIV, французским королем эпохи абсолютизма, которому
приписывается изречение: «Государство — это я». Со статьями Куторги были
знакомы сотрудники и издатели литературных журналов. Виссарион
Белинский в своем обзоре «Русская литература в 1843 году» назвал
исторический очерк Куторги «Людовик XIV» «лучшей ученой статьей
«Современника», равно как и одной из лучших учено–беллетристических
статей во всей прошлогодней журналистике».
Путешествие из
Петербурга в Москву
В Петербурге природные дарования
Куторги расцвели. И это при том, что он не рвался к карьерным
достижениям. Кстати, он был учителем студента Н.Г.Чернышевского, который
упоминает Куторгу в своем дневнике и в письмах к родным: «Историю
всеобщую читает филологам Куторга-младший. Мне он нравится несравненно
более всех других профессоров, которые нам читают... Более, нежели
фактами, занимается он самими деятелями: и здесь он ревностный защитник
всех оскорбляемых и унижаемых... на многие предметы смотрит он со своей
точки зрения». Неудивительно, что между ними завязались дружеские
отношения.
Дома Михаил Семенович собрал богатую библиотеку,
которой пользовались студенты, решившие посвятить себя истории. А потом
организовал частные научные семинары, на которых учил умению
анализировать и толковать источники, глубоко понимать историю. Один из
его учеников, профессор В.В.Бауер, отмечал: «Заслуги М.С.Куторги как
профессора останутся навсегда памятными для университета. Как ученый он
первый из русских стал разрабатывать самостоятельно классическую
древность, подвергая ее как кабинетному, в текстах, так и местному, в
памятниках, изучению и исследованию». Куторга считал, что каждый
образованный человек должен знать античную историю, философию,
литературу. А он, ученый, в своем познании должен подниматься все выше и
выше. Вот как сам Куторга понимал свою миссию: «История Древней Греции
всегда была тою частью всеобщей истории, которая всего более меня
привлекала и которой, не скажу — единственно, но преимущественно, я
посвящал свои занятия. Эти занятия приняли новый, более оживленный вид с
тех пор, как я мог привесть в действие давно задуманную мысль,
остававшуюся долгое время мечтою, и посетил два раза, в 1860 и 1861
годах, самую Грецию, чтобы изучить места, упоминаемые писателями, и
наглядно познакомиться с сохранившимися до сих пор памятниками».
Оригинальные труды «История Афинской республики» (удостоена Демидовской
премии), «Персидские войны», «Афинская гражданская община», «Введение в
историю древней греческой образованности» и другие принесли Михаилу
Куторге мировую известность. Некоторые из них переведены на французский,
немецкий и иные языки.
И еще один факт, свидетельствующий о
признании высокого профессионализма Куторги, — переезд в Москву в 1869
году. Михаил Семенович стал заведующим кафедрой всеобщей истории
Московского университета. Здесь он внедрял новые методы в изучении
источников, разрабатывал социально–политические вопросы античности,
совершенствовал учебно–воспитательный процесс. Обогащенный житейским и
научным опытом, он издает книгу «О науке и ее значении в государстве»
(1873). И все же не покидает мысль о возвращении на родину, «на круги
своя».
Ученость не знает забвения
Дороги
поиска сведений о нашем заслуженном земляке привели меня в Мстиславль. И
помог мне в том писатель Владимир Короткевич, который в своем эссе
«Мстиславль» вспомнил и о Куторге — о том, что тот первым в мире поднял
вопрос о рабстве в Древней Греции: «Вот какие птицы вылетали временами
из мстиславского гнезда». Летним солнечным днем я встретился с
директором Мстиславского краеведческого музея Владимиром Гасенковым и
услышал:
— О Куторге у нас почти ничего нет. Видимо, свою злую
шутку сыграло время.
— Известно ли, где находилось имение
Борок?
— Тоже не знаем. Прошло 120 лет после его смерти. Будем
искать.
Вскоре директор музея написал: «Борок находится возле
деревни Парадино, на высоком берегу реки Вихры. Обнаружили остатки
липовой аллеи, место пасеки...» Потом пришло еще одно сообщение: «Ищем
его могилу на мстиславском и других кладбищах. Найдена плита с фамилией
Куторга, к сожалению, не та. Что узнаем — сообщим».
Неоперившимся
птенцом вылетел Михаил Куторга из мстиславского гнезда, где для него
все имело сакральный смысл — солнце и вода, поля и леса, травы и птицы.
Все годы скитаний влекла его родная земля. И он прилетел сюда мудрой
птицей. Вернулся со своими книгами, рукописями, умением мыслить, чтобы
развить здесь дух жизнелюбия, благородства и творчества. «Величие не
знает смерти», — писал Михаил Куторга. Хочется верить, не знает оно и
людского забвения.
Эдуард КОРНИЛОВИЧ,
кандидат исторических наук, Минск.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY