Проезжая
по мосту через Днепр, что на проспекте Шмидта в Могилеве, автомобили
замедляют ход. Покрытие неровное — кочки да ухабы. Текущий ремонт
моста, построенного в конце 60–х, периодически делают. Но капитального
он не видел ни разу. Как, впрочем, и другие могилевские мосты, которых
в городе больше полусотни. Некоторые из них постарше «шмидтовского»
будут. Возведены еще в 50–е годы. А путепровод, соединяющий одну из
центральных улиц города — Первомайскую — с железнодорожным вокзалом,
вообще «старичок»: ему лет 85...
Крупных мостов в городе
двадцать. По некоторым — транзитом — мчатся, помимо легковушек,
троллейбусов и автобусов, еще и громоздкие тяжелые фуры, грузовики со
стройматериалами, лесом... Это не лучшим образом сказывается на их
состоянии.
— С тех пор как были построены мосты, машин в
городе значительно прибавилось. И их количество стремительно растет. А
мосты остаются прежними — довольно узкими, — говорят в межрайонном
отделе организации дорожного движения ГАИ УВД Могилевского
облисполкома. — Крупные — в районе проспектов Мира, Пушкина и Шмидта —
уже задыхаются от транспорта. В часы пик тут постоянные пробки. Хорошо
бы расширить мосты, создать дополнительные полосы движения. Но пока
разработано несколько проектов, которые позволят разгрузить от машин
центр города, проспекты Мира и Пушкина.
— Ослабить нагрузку
на старые мосты давно пора, — соглашается главный специалист института
«Могилевгражданпроект» Роман Олексин. — Я лично проектировал проспект
Мира. Когда в середине 50–х возле гостиницы «Могилев» построили мост
через реку Дубровенку, по нему за день автомобилей 20 проезжало. А
сейчас в сотни, а то и в тысячи раз больше! Расширять, капитально
ремонтировать мосты все равно придется. Освобождать надо и городские
улицы, которые сегодня перегружены автомобилями. Генпланом развития
города намечено строительство транспортной развязки, которая соединит
микрорайоны Юбилейный, центр города, проспект Мира, Заднепровье...
Задумок
и эскизов у проектантов немало. Но транспортная развязка — самый
главный и дорогостоящий проект. Замкнутое внутригородское кольцо во
многом позволит разрулить дорожно–транспортную проблему. Живущим на
окраинах, в новых строящихся микрорайонах, станет проще добираться до
центра. Могилевчане, колесящие на собственных авто, общественном
транспорте, будут значительно реже пересекаться с транспортом,
транзитом идущим через город. Развязку собираются возводить в три
этапа. Эскизный проект готов. На то, чтобы подготовить более подробную
документацию, понадобится еще немало времени и средств. На
строительство кольца уйдут годы. А пока надо привести в порядок старые
мосты.
— Периодически заделываем ямы и выбоины, укрепляем
откосы, меняем бордюры, красим ограждения, — перечисляет заместитель
директора Могилевского дорожно–мостового предприятия Эдуард Белицкий. —
Но некоторые мосты требуют капитального ремонта. В том числе и
пешеходный по проспекту Мира. Правда, его реанимировать пока смысла
нет. Если в Могилеве появится транспортная развязка, этот мост снесут.
Одна
только проектно–сметная документация на «шмидтовский» и «пушкинский»
мосты стоит более миллиарда рублей. На капитальный ремонт всех старых
сооружений потребуются десятки миллиардов. Средства немалые. Но найти
их придется. В этом году прокуратура Могилевской области, проверив со
специалистами могилевские мосты, пришла к выводу: им необходим
капремонт.
— Вместе с сотрудниками областной ГАИ и
специалистами дорожно–мостового предприятия мы обследовали два главных
моста через Днепр: на проспекте Пушкина и проспекте Шмидта. Вынуждены
констатировать: их состояние далеко от идеала, — не скрывает прокурор
отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью
правовых актов прокуратуры Могилевской области Владимир Щитников. —
Мосты построены давно, нагрузка большая. Мало того, как объяснили в
Белорусской государственной политехнической академии, «шмидтовский»
мост изначально возводился с нарушениями. Сдвинутые консоли, просевшие
опоры, выступающая арматура, трещины... Нужен серьезный ремонт. Пока же
принято решение максимально ослабить на него нагрузку. Сотрудники
Госавтоинспекции будут регулировать движение по мосту тяжелой техники —
ограничат пробег грузовых машин. Проследят и за тем, чтобы автомобили,
въезжая на мост, сбавляли скорость.
Строить новые,
реанимировать старые мосты в Могилеве будут. Несколько лет назад в
городе появился новый путепровод стоимостью около 35 миллиардов рублей.
Возведенный над улицей Лазаренко, он позволил значительно разгрузить от
машин центр города. По словам заместителя председателя Могилевского
горисполкома Александра Студнева, на 2011 — 2012 годы разрабатывается
проектно–сметная документация по капитальному ремонту «шмидтовского» и
«пушкинского» мостов. Могилевчане надеются, что эти грандиозные планы
не останутся на бумаге.