Теплая
погода с удивительной точностью заканчивается к 1 сентября. В детстве
три месяца - целая эпоха. Дети тратят много сил, чтобы эту эпоху
прожить достойно. Школа сразу меняет режим, пытается весь уклад
подчинить себе. Стоят мальчишки и девчонки с огромными букетами на
школьной линейке и прощаются с летом. Впереди долгий учебный год - со
школьной рутиной, тревогами и попытками разгрызть орешек знаний,
который иногда оказывается слишком твердым и не всегда приятным на вкус.
А готова ли школа к очередному новому этапу?
Самую
объективную оценку школьному образованию дает централизованное
тестирование. И судя по его результатам, знания школьников по
естественнонаучным предметам слабеют. Если историю Беларуси,
обществоведение и географию выпускники год от года сдают на одном и том
же уровне, то по физике и математике все больше и больше "слабаков"
(нынче 73 процента абитуриентов набрали 20 баллов и меньше по физике и
62 процента - по математике). Да и по остальным предметам средние баллы
на 2,5 единицы ниже, чем в предыдущем году.
Возможно, причина
в том, что половина из тех, кто сдавал нынче ЦТ, - выпускники прошлых
лет и к тестированию особо не готовились. А везение тут не особо
подсказывает ответы. Одна абитуриентка призналась, что ответы в тесте
по математике ставила, рассчитывая только на интуицию. Удалось набрать
таким способом лишь 5 баллов.
- На выполнение теста по физике
отводится 180 минут, а некоторые уходили уже через 5, 20 процентов
тестируемых не просидели и получаса, - подтверждает председатель
госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных
испытаний в вузы и ссузы Анатолий Рубинов. - Они наугад отмечали ответы
и даже не собирались вникать в суть вопросов. Были такие "уникумы",
расставлявшие "птички" в клеточках так, чтобы ругательное слово
получилось. Они и портили общую статистику.
Но ведь 20 баллов
не смогли набрать две трети абитуриентов! Поэтому, если говорить
объективно, школа все-таки недорабатывает. "В чем?" - вопрос назревал
давно. В школьных программах или в качестве преподавания? И почему,
несмотря на низкие результаты тестирования, школьный балл аттестата с
каждым годом растет? При этом преподаватели вузов доверяют больше
баллам ЦТ, чем аттестату, потому что уже на первом курсе им приходится
возвращаться к школьной программе и заполнять пробелы в знаниях
новоиспеченных студентов.
В школе незаслуженно ставят оценки?
Подсказывают на экзаменах? "Не без этого, - признает министр
образования Александр Радьков. - Даже родители отмечают, что их дети к
тестированию готовятся, а за школьные экзамены не переживают, знают:
проблем не будет. Впрочем, учителя объясняют хорошие отметки тем, что
задания рассчитаны на средний уровень подготовки учеников. А так как
все сегодня нацелены на высшее образование, поэтому легко справляются
со школьными экзаменами. Так, может, повысить сложность выпускных
испытаний в школе?"
- Как бы то ни было, нельзя понижать роль
аттестата, иначе дети совсем перестанут читать книги, писать сочинения,
а будут только готовится к тестам, - уверен Анатолий Рубинов. - Другое
дело, что нужно пресекать нарушения, проводить мониторинг качества
знаний. В этом году впервые при поступлении в вузы не оказалось
серьезных правонарушений. Однако обнаружили жульничество в Полочанской
средней школе: директор дала указание учителям переписать журналы,
завысить оценки, которые влияли бы в конечном счете на общую оценку
аттестата.
Видимо, настала пора уделить пристальное внимание
и школьным экзаменам. Потому что вступительные испытания уже не
вызывают такого напряжения, как прежде, и не требуют 3 тысяч
"контролеров". Следить-то особо не за кем. Процесс поступления
удалось-таки обезличить. А в следующем году даже планируется
разработать систему автоматизированного зачисления. Абитуриент перед
тем, как сдавать тестирование, сообщит, куда бы хотел поступать: 5 - 7
направлений, специальностей, расставляя их по приоритетности. И потом
компьютер распределит, куда потенциальный студент может быть зачислен
со своими баллами. Например, по 3 или 5 позициям. Или вообще никуда.
-
В Азербайджане такая система работает уже 8 лет, - рассказывает
Александр Радьков. - Но есть нюанс: у них нет льгот. Все поступают на
равных. Даже слепые сдают тесты шрифтом Брайля. У нас пока проблема
именно в количестве исключений из правил приема. Конечно, льготы тоже
можно оцифровать, но тут много сложностей. Поэтому, сначала надо
пересмотреть их, возможно, упростить. К следующему году разработать
компьютерную программу, в 2012 году опробовать, а уже 2013 году
запустить.
А вот в школе от пресловутого человеческого
фактора, как ни крути, никак не уйти. Почему в гимназиях конкурс всего
1,1 человека на место? Конкурса, по сути, нет, а напряжение есть.
-
А нужны ли тогда экзамены, если поступают в гимназию "свои" же ученики
4-го класса? - размышляет министр образования. - В большинстве случаев
- это формальность. Ведь жестко тут нельзя отбирать. В вуз не поступить
в 17 лет не страшно. А вот в 5-й класс не пройти со своими
одноклассниками - гуманно ли? Мне иногда сложно ответить...
Рассматривались разные варианты зачисления в гимназию: тесты, прямое
зачисление, по итогам оценок за 4-й класс. Остановились на 3 экзаменах,
которые должны определять потенциальные возможности ученика
воспринимать больше материала. Но тема еще не закрыта, нужно изучать
мнения родителей.
А мнение родителей однозначно: наука юношей
питает. Они уже с первого класса готовят своих отпрысков к поступлению
в вуз. Поэтому лицеи нынче стали переименовываться в гимназии, чтобы
удовлетворить запросы родителей, которые хотят, чтобы их дети на
повышенном уровне изучали предметы как можно раньше, а не за два года
до окончания школы.
В прошлом году после 9 классов в
техникумы и колледжи поступали 32,7 тысячи выпускников. В этом - на
14,1 тысячи меньше (на 43 процента!). "А специалистов среднего звена -
бригадиров, технологов - нам ох как не хватает! - сетует Радьков. -
Почему? Потому что директора школ тоже нацеливают на высшее
образование. Ведь о школе принято судить именно по количеству
поступивших в вузы учеников". В последнее время у школьников не в чести
такие профессии, как, скажем, талантливый столяр, плиточник или
способный сантехник. А ведь они подчас куда дороже средних артистов или
инженеров.
Так или иначе, если и менять акценты - то начинать
это делать нужно еще в школе. На какие специальности нынче самый
большой недобор? В педуниверситет на физику и математику. Каких
учителей в школе не хватает? Опять же - физиков, информатиков,
математиков. Потому что студенты с хорошими физико-математическими
знаниями идут устраиваться на работу в фирмы, а не в школу.
Поэтому
в этом году Министерство образования планирует два шага для повышения
качества общего среднего образования: повысить зарплату педагогам (в
сентябре и в ноябре) и освободить учителей от излишнего
бумаготворчества - справок, отчетов, докладов. Сегодня годовой план
школ включает от 25 до 50 приложений, которые дублируют этот план. А
ведомственные отчеты носят в основном информационный характер, а не
анализ ситуации, поэтому смысла в них большого нет. За год школа
получает до сотни официальных бумаг, требующих письменных ответов и
финансовых отчетов. Причем ответ на эти бумаги иной раз надо разослать
в несколько организаций. Без бумаги сегодня даже спортивное
соревнование невозможно провести! Как можно сократить процесс
бумаготворчества? Александр Радьков предложил директорам школ внести
свои предложения, от каких справок можно безболезненно отказаться.
Может, тогда у учителей появится больше заинтересованности в своей
работе и формализма в школе станет чуточку меньше.