Еще
лет пять назад к сельскому туризму у нас относились с прохладцей.
Поездка к морю — вот это отдых! А какой прок проводить отпуск в деревне?
Но с каждым годом агроусадеб становилось все больше. Теперь только в
Гродненской области их насчитывается почти 200. Однако количество, к
сожалению, пока не переросло в качество. Часто туристы вынуждены жить в
заброшенных хатах с поломанным забором, на котором висит аляповатый
горшок, а в комнатах из мебели лишь стол да кровать. Вот и весь набор
услуг, предлагаемых хозяевами такой усадьбы. А домов с разнообразным и
качественным сервисом по–прежнему немного. И еще больше не хватает
универсальных комплексов, где бы с пользой могли отдохнуть на природе и
взрослые, и дети.
В 12 километрах от Гродно, по направлению к
белорусско–польской границе, такой культурно–развлекательный центр для
туристов два года назад создало ОАО «Гродненский мясокомбинат». В один
из выходных я там побывал и был немало удивлен: людей здесь полно с утра
до позднего вечера. По номерам машин определил, что среди гостей есть
не только жители Гродненщины, но и туристы из других регионов Беларуси,
иностранцы.
Чем же привлекает отдыхающих «Гарадзенскi маёнтак
Каробчыцы»? Сделав всего несколько шагов по его территории, я окунулся в
атмосферу прошлых веков. Традиции белорусского зодчества, духа
народного быта и современных технологий отдыха здесь тесно переплелись.
Стоит хотя бы зайти в ресторан «Замок Зеваны», и это почувствуешь сразу.
Обратил внимание, что стены у него сделаны из камня и сосновых бревен,
колонны — из резного дуба, светильники — из кованого железа.
В
ресторане я не задержался, потому что хотелось обойти всю территорию,
16 гектаров. Тут есть на что посмотреть. Много места, к примеру,
отведено под необычный зоопарк. Там я увидел оленей, диких кабанов,
косуль, яка, овец, кроликов. В озере плавали лебеди, утки. В отдельных
вольерах можно увидеть фазанов, павлинов...
Очень впечатлила
конеферма, где содержатся лошади более 20 пород. Хочешь покататься —
опытный инструктор тебе в этом поможет. Но я предпочел прогулку на
экзотическом дилижансе. Пока продолжалась поездка, представил себя не
только довольным туристом, но и расчетливым владельцем всего этого
крупного хозяйства. Насколько выгодно сегодня развивать такой
туристический бизнес? Окупаются ли затраты?
Арифметика и в
самом деле занятная. Приведу лишь несколько цифр. В июле имение в
Коробчицах посетили более 30 тысяч человек. Стоимость входного билета
для взрослых — 5 тысяч рублей, для детей — в два раза меньше. Вот и
подсчитайте доходы... Прибавку дает и торговля. Только за один выходной
здесь съедают 150 килограммов шашлыков, столько же — копченостей.
Прибыльно и катание на дилижансах. Три такие новые «машины» в месяц
«привозят» около 30 миллионов рублей.
Так почему же подобных
природно–архитектурных комплексов для туристов в стране единицы? Что
мешает их иметь возле всех крупных городов? Бизнес ведь выгодный и
перспективный...
Генеральный директор ОАО «Гродненский
мясокомбинат» Анатолий Гришук убежден, что будущее именно за такими
универсальными комплексами отдыха, но без труда и терпения их не
создашь:
— Еще 6 лет назад на этом месте были пустырь, болото.
Из построек находилась только ветеринарная лечебница, которая перешла к
нашему комбинату. О туризме тогда даже не думали. Начали разводить
лошадей. А потом стали размышлять: а почему бы здесь не сделать зону
отдыха, ведь до города рукой подать? Денег ни у кого не просили,
рассчитывали только на свои средства. Идеи рождались в спорах, дизайн
взяли не типовой, а создали собственный. Вся работа легла на наш
ремонтно–строительный участок. Не скрываю, что мы учились на ходу, да и
теперь еще учимся. Но сегодня нам не стыдно пригласить к себе гостей.