Звания
заслуженных и народных артистов Беларуси давно не приносят их
обладателям особых льгот: ни дополнительной жилплощади, ни бесплатного
проезда, ни госдач, ни личного автомобиля. Сегодня звания — это прежде
всего предмет гордости для людей творческих, но присваивают их все реже и
реже. С чем связана девальвация почетных званий, стоит ли от них
отказаться вовсе или, наоборот, усовершенствовать систему «раздачи
слонов»? Участники нашей дискуссии пришли к прямо противоположным
выводам по этому вопросу. В беседе приняли участие: первый заместитель
министра культуры Владимир КАРАЧЕВСКИЙ, режиссер Русского театра
Валентина ЕРЕНЬКОВА, руководитель театра «Христофор» Евгений
КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженная артистка Беларуси Инна АФАНАСЬЕВА, народный
артист Беларуси Николай КИРИЧЕНКО.
«СБ»: Институт почетных званий является пережитком прошлого или необходимым стимулом в области культуры и искусства?
Н.Кириченко:
Ни в коем случае не считаю институт почетных званий пережитком
прошлого. Эту тему начали муссировать еще в 90–м году, но я решительно
не понимаю, почему мы так ставим вопрос. Давайте тогда рассмотрим
область спорта: у них тоже есть свои разряды и категории... В науке
существуют доктора, кандидаты, доценты, академики... Так и для артистов
звания являются естественным знаком отличия, одним из необходимых
стимулов работы.
Е.Крыжановский: Хочу поблагодарить «СБ» за
обсуждаемую сегодня тему. Уже несколько месяцев я готовлю письмо в
Администрацию Президента, в котором, опираясь на мнения многих артистов,
предлагаю убрать институт почетных званий как пережиток советского
прошлого. В 20–е годы прошлого века Совет Народных Комиссаров, чтобы
как–то взбодрить деятелей культуры, начал присваивать эти звания, к
которым прилагались ощутимые льготы. Но сегодня артисты, в том числе и
те, которые сидят за этим столом, без званий могут вполне обойтись. Я
думаю, что Инне Афанасьевой не стали громче аплодировать после того, как
ей присвоили звание заслуженной. Для того чтобы артист чувствовал себя
уверенно на сцене, ему нужно ИМЯ. В труппе Купаловского театра, который
представляет Николай Кириченко, служат 60 человек. И все талантливы, до
единого. Разделять их званиями я считаю несправедливым. До советской
власти в театральной среде существовало одно–единственное звание —
артист императорского театра. Точно так и сейчас, я считаю, «купаловец» —
это звание. И артист — это звание.
«СБ»: И других не нужно?
Е.Крыжановский:
Почему? Наверное, стоит что–то придумать. Во Франции, например, если ты
отличился в общественной жизни, — становишься членом почетного легиона.
Этот легион составляют и знаменитые политики, и спортсмены, и артисты, и
военные. А в Англии выдающихся людей награждают титулами.
«СБ»: Инна, стало ли у вас больше аплодисментов, когда вам присвоили звание?
И.Афанасьева: Аплодисментов мне звание не добавило, равно как и денег. Но добавилась некая ответственность, что ли.
Н.Кириченко:
А мне кажется, Евгений лукавит, когда говорит, что звания нужно
отменить. У нас нет рыцарей, пэров и сэров и звездной аллеи на проспекте
Независимости тоже нет. У нас есть звания. Я вот шел к вам на встречу и
увидел на Доме прессы вывеску о присвоении ордена Трудового Красного
Знамени СССР. Советского Союза давно нет, так что теперь и вывеску
снять?
И.Афанасьева: Кстати, Пугачева была последней артисткой, которой присвоили звание народной артистки СССР.
Н.Кириченко: Как и наш Геннадий Овсянников тоже успел получить это почетное звание.
Е.Крыжановский: Я ж не предлагаю отнять регалии у тех, кто их носит. Я предлагаю просто больше их не присваивать.
Н.Кириченко:
Мне, кстати, не до конца понятен механизм этого присвоения. Неудобно
перед коллегами, честное слово, которые давно на него претендуют, но
никак не получат. Как бывший директор театра я очень переживаю, что так и
не смог добиться для некоторых артистов заслуженных государственных
признаний.
В.Карачевский: Пока достойной замены институту
званий нет. Может быть, со временем выработаются и новые формы
поощрений. Но пока звания остаются одним из важных стимулов в области
культуры и искусства.
«СБ»: Кстати, упомянутый здесь Геннадий
Овсянников, обладатель всех мыслимых званий, категорически против того,
чтобы их отменили. Геннадий Степанович считает, что у артистов сейчас и
так очень трудное положение: низкая зарплата, отсутствие жилищных
перспектив, льгот... Если у них отнять еще такой статус, как
государственные знаки отличия, — будет совсем тоскливо. Сравнивая
артистов с детьми, он сказал: ни в коем случае нельзя отнимать у них эту
«игрушку».
Е.Крыжановский: Тогда раздайте всем «игрушки», чтоб никому не было обидно.
И.Афанасьева: Это утопия, всем не дадут.
Е.Крыжановский:
А кто решает, кому дать, а кому нет? В спорте, например, все понятно:
один прыгнул в высоту 3 метра, другой не смог. А как творческих людей
оценивать? Я, например, Евгений Крыжановский — талантливый артист, пока
ждал вас у Дома прессы, раздал четыре автографа. Но звания у меня нет. И
что мне делать?
В.Еренькова: Продолжать жить.
Е.Крыжановский:
А если серьезно, то я предлагаю присваивать звания «Почетный гражданин
Минска», «Почетный гражданин Бобруйска»... Ты принес пользу своему
городу, своей стране — получи почетный титул. А звание «заслуженный
артист» — ни о чем не говорит. Мне вот, например, рядом с Инной сидеть
неудобно: она заслуженная, а я ничто, маленький жалкий актеришка.
Н.Кириченко: Вот тут ты и прокололся. Ты элементарно комплексуешь.
В.Еренькова: Обыкновенное кокетство, Евгений. Если вам сейчас присвоят звание — возьмете с удовольствием.
Е.Крыжановский:
Нет. И публично заявляю: не присваивайте мне званий, так как у меня
есть Имя! А получить к 60 годам звание заслуженного — это все равно что
стоять старому дядьке–певцу в ансамбле песни и пляски... Стыд и срам.
И.Афанасьева: Но звания ничего не меняют в жизни. Есть оно или нет — не важно, главное, что вы артист и вас любит зритель.
Н.Кириченко: Женя, скажи мне, пожалуйста, ты когда–нибудь чувствовал, что я с тобой разговариваю с позиции народного артиста?
Е.Крыжановский: Нет.
Н.Кириченко: Вот именно. Я даже во многом тебе завидую...
«СБ»:
Николай Михайлович, вы руководили театром и наверняка знаете, как
происходит представление артиста к наградам и званиям? Механизм каков?
Н.Кириченко:
Он мне до сих пор непонятен. Заслуженного артиста я получал 11 лет. Мы
подали документы, они двигались–двигались вверх и вдруг их
останавливали: то запятая не там поставлена, то истек срок какой–то там
справки... Менялись министры культуры... Где–нибудь на гастролях я
встречал экс–министра, который у меня спрашивал: «Ну тебе дали, наконец,
звание?» Я отвечал: «Нет». — «Не понимаю, как так? Я ведь все сделал
для того, чтобы присвоили». Так шли годы. В 98–м мы приехали в Москву на
Чеховский фестиваль со спектаклем «Князь Витовт». Во время репетиции в
зал вошел Алексей Дударев и сказал: «Только что позвонили из Минска.
Кириченко дали звание». У меня внутри даже ничего не шевельнулось.
Ни–че–го. Закончилась репетиция, все ушли из театра. Я поднялся на
второй этаж в туалет — отлично помню — сел в угол на плитку и начал
плакать. От обиды. Я думал о своей матери, о своих родных, которые будут
гордиться вместе со мной.
В.Карачевский: Механизм прост — на
получение почетных званий артиста выдвигает руководство театра.
Ходатайство вместе с документами от трудового коллектива идет в
Министерство культуры, где вопрос рассматривается на коллегии. По каждой
кандидатуре вырабатывается отдельное мнение, причем не одним человеком,
а всеми руководителями. Затем документы направляются в вышестоящий
орган.
«СБ»: Российские театры перестали указывать в программках и портретных фойе звания и награды, которые заслужил артист. А у нас?
В.Еренькова:
Конечно, указываем. Я не считаю, что звания — это игрушки. Это
необходимая иерархия в творческой среде. И если в театре есть
титулованные артисты — замечательно, лучше, чем ничего. Есть у нас такой
родной союз театральных деятелей, который учредил премию «Хрустальная
Павлинка». И раз в два года нам ее присуждают. А больше в стране ничего
нет, никаких наград для артистов. А почему? Творец — это пахарь, так
дайте ему за потраченное сердце, за самосожжение на сцене хоть какую–то
награду.
Е.Крыжановский: Самая лучшая награда — это зарплата 1.000 долларов в месяц.
В.Еренькова: Вы знаете, артисты даже грамотам радуются, которые получают, например, от профсоюза на свой юбилей.
Е.Крыжановский: Эти бумажки — плевок, я считаю. Стыд и срам.
В.Еренькова:
Неправда. И цветочку, и грамоте артисты рады, потому что мы ничего не
имеем. Из всей нашей среды снимаются в кино, «на ролях», и зарабатывают
деньги только 5 артистов. Все остальные перебиваются какими–то
массовками. Вот о чем говорить надо. Где наш пиар, наши «раскрутки»,
папарацци? Бесталанных людей нет...
Е.Крыжановский: Поддерживаю. Тогда почему одних награждают, а других нет — мне непонятно.
И.Афанасьева:
Расскажу случай из жизни. Когда некий злоумышленник разместил мои
фотографии на сайте знакомств, я обратилась в прокуратуру. И попала к
следователю, который долго мое дело в стол откладывал, а потом и вовсе
его закрыл. Позже мне назначили другого следователя, я зашла к нему в
кабинет — на стене у него висит куча каких–то грамот, наград, на столе
стоят призовые статуэтки, книга законов вся в закладках,
читана–перечитана. И он моих обидчиков вычислил за две недели, свою
работу сделал идеально. Не зря его к наградам представляют, я считаю. И
не каждого следователя, как и не каждого артиста, есть за что
награждать.
«СБ»: Если звания не приносят никаких льгот и почестей, почему за них продолжается такая упорная борьба, как вы думаете?
В.Карачевский:
Могу вам из личного опыта сказать: если мне вручают какую–то
правительственную грамоту, у меня улучшается настроение: мою работу
заметили — появляется дополнительный стимул.
Н.Кириченко:
Когда я был директором, мне пришлось вступиться однажды за интересы
театра на самом высоком уровне. Когда конфликт был улажен, один из
высокопоставленных чиновников мне сказал: «Николай Михайлович, ваш
вопрос решился положительно только потому, что у вас есть звание
народного артиста».
«СБ»: То есть звание как «охранная
грамота»? Евгений Анатольевич, а как вам удается решать проблемы вашего
театра, не имея звания?
Е.Крыжановский: Трудно. Мне даже не удается добиться для «Христофора» статуса государственного театра.
Н.Кириченко:
Ты сам себе противоречишь: то тебе ничего не надо от государства, ни
почестей, ни званий, а то вдруг требуешь статуса.
В.Карачевский:
Так и не было принято решения, под каким статусом будет работать
«Христофор»: республиканского или городского театра. Для государства
содержать театр — это удовольствие не из дешевых. К тому же статус
государственного театра ко многому обязывает. Я не говорю, что жанр, в
котором работает «Христофор» плох или хорош, и с уважением отношусь к
Евгению Крыжановскому, но вы помните, как долго возились с
театром–студией «Дзе–Я»?
Теперь это Новый драматический
театр. Не исключаю, что и «Христофору» со временем удастся добиться
статуса государственного театра.
«СБ»: В наших государственных театрах есть замечательные артисты среднего поколения, но званий у них никаких нет...
Н.Кириченко:
Я таких артистов могу назвать очень много. И соглашусь тут и с
Евгением, и с Инной: звание заслуженного артиста нужно получать в
молодости.
И.Афанасьева: В таких случаях я всегда вспоминаю
своего педагога по вокалу из Могилева — Нелли Николаевну Бордунову. Если
бы 25 лет назад ее пригласили работать в Минск, поверьте мне, была бы
не одна Дорофеева, Афанасьева, Подольская и Елфимов, таких артистов было
бы гораздо больше. Ее школа — уникальна. Но и Нелли Николаевна до сих
пор не отмечена никакими званиями.
В.Еренькова: В свое время
по молодости я кокетливо отказывалась от любых наград, а теперь думаю,
что поступала глупо. И сейчас своим ученикам всегда говорю, что в
желании быть первым и лучшим нет ничего зазорного. Мне кажется, в
советское время к званиям артистов представляли великодушнее и щедрее,
чем сегодня.
Н.Кириченко: Да, в те времена каждый год два–три человека в театре обязательно их получали.
В.Еренькова: И от этого не было никому хуже.
Н.Кириченко: В Москве до сих пор так — там только ленивый не получает звания народного артиста.
В.Еренькова: А у нас теперь в театре если кому–то и присваивают его, так ощущение такое, будто с небес нечто сошло.
В.Карачевский:
Да, может быть, сегодня звания не раздаются налево и направо, но на
почетные грамоты и благодарности министерство не скупится. Хочу сказать,
ни одно ходатайство руководителей творческих коллективов о награждении
сотрудников не было отвергнуто.
Е.Крыжановский: Я предлагаю
так: если мы присуждаем звание народного артиста — одно в год — давайте
публиковать портреты претендентов из каждого театра в газете, и пусть
народ сам голосует, кому присуждать, а кому нет. Почему такие решения
принимаются в кабинетах, да еще, бывает, и людьми, которые иногда и
театрального образования не имеют.
«СБ»: Мы провели с вами час
за «круглым столом», хотелось бы от каждого из участников беседы
услышать нечто вроде вывода. Какие новые мысли у вас возникли по ходу
дискуссии?
В.Еренькова: Сегодня пиар, я считаю, это больше,
чем звание. Мне хочется, чтобы больше писали про наших артистов. Я вот
всегда радуюсь, когда на билбордах в городе появляются лица наших
артистов. Одна актриса, не буду называть ее имени, которая достаточно
долго проработала в нашем театре, недавно призналась мне, что стала
действительно популярной только благодаря рекламным щитам в Минске.
Значит, механизмы «раскрутки» и у нас существуют, можно и в Беларуси
стать знаменитым театральным и киноартистом. Вы только пишите о нас
больше, не забывайте.
Н.Кириченко: Я чувствую, что мы уперлись
в какой–то тупик. Когда я читаю на афише: «Геннадий Овсянников,
народный артист СССР», я радуюсь за свой театр, горжусь, что работаю на
одной сцене с таким человеком. С другой стороны, у меня есть звание, и
как я могу сейчас провозгласить: «Давайте не будем их больше
присваивать, это пережиток прошлого». Как я буду выглядеть в глазах тех
людей, которые работают и творят, может быть, в десять раз лучше меня,
но пока не удостоены званий?.. Я считаю, их нужно присваивать больше и
чаще. Чего скупиться? Ведь для государства это совсем ничего не стоит.
Доплата за звание народный артист у меня — 100 тысяч рублей. И больше
никаких льгот.
«СБ»: Все ли артисты ждут этих званий?
Н.Кириченко: Я вам больше скажу, даже Крыжановский ждет.
И.Афанасьева:
В этом году я была в жюри конкурса молодых исполнителей на
Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» и
гордилась тем, когда меня объявляли: «Заслуженная артистка Республики
Беларусь Инна Афанасьева». Таких заслуженных артистов вокруг меня сидело
9 человек, из разных стран: Украины, России, Мальты... Не важно, что
сегодня эти звания ничего не дают в материальном плане. Звание — это
высокая оценка труда артиста. И отменять этот институт нельзя ни в коем
случае.
Е.Крыжановский: Я остаюсь при своем мнении — звания
нужно отменять. Но, естественно, не отнимать их у тех, кто уже получил.
Они их заслужили вместе с правом быть похороненными на Московском
кладбище. Остальным нужно объяснить: мол, ребята — это пережиток,
давайте искать новые формы поощрений. Или давайте проведем среди
артистов референдум по этому поводу. Вот Инна говорит, что гордилась,
когда ее объявляли заслуженной, а я горжусь, когда объявляют: «Театр
«Христофор»!», и зал встает, и пять минут аплодирует, хотя званий у
наших артистов и в помине нет. Да наверняка и не будет.
В.Карачевский:
Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей получали
государственные награды. Министерство культуры не всегда имеет
возможность финансово поддержать артистов. Поэтому я, например, всегда
радуюсь, когда у нас появляется возможность отметить достойных грамотой,
медалью, званием...