О возобновлении производства музыкальных инструментов
Бэушный баян в интернете я нашел за 500 у.е. Цена нового — от 2.800
до 3.000 евро. Чтобы музыкальной школе купить инструмент, необходимо
сочинить пару бумаг с вескими доводами — зачем ей он нужен. И, скорее
всего, придется закупать «технику» или у частника, или за границей, за
инвалюту. У нас в стране заводы музыкальных инструментов «легли» уже
много лет назад, пропев последнюю лебединую песню.
Когда–то
фабрики баянов и аккордеонов в Молодечно или цимбал и пианино в Борисове
гремели на весь Союз. Огромный рынок, Госплан, господдержка (ради того
же плана) не давали поводов для неприятностей: думать о макроэкономике
директорам предприятий не приходилось — подписывай себе бумаги и штампуй
музпродукцию. Когда СССР распался и госпланы рухнули, фабрики скатились
в тартарары.
В Молодечно осталось от некогда крупного гиганта
одно ОАО. Там–то еще собирают баяны. Но в малом количестве. Да и детали
все равно заграничные, преимущественно российские. О борисовском заводе
«СБ» недавно писала: он свое «отыграл», и теперь никто не говорит о его
возрождении. В Министерстве культуры все давно просчитали: миллиарды
вливаний не окупятся. Но вместе с тем там помнят, что в стране 524
музыкальные школы. А каждой из них нужно, к примеру, по десять цимбал.
Где взять?
Музобозы с инструментами уже не потянутся по
разнарядке в классы. Еще пару лет здесь будут обходиться старым
инвентарем — кое–что подлатают и сойдет. А что дальше?
В
Поставах, на проходившем в этом году фестивале народной музыки «Звенят
цимбалы и гармонь», я задал несколько вопросов на злобу дня замминистра
культуры Тадеушу Стружецкому и председателю Белорусского фонда культуры
Владимиру Гилепу.
И вот что выяснилось. Бывшие массовые
производства не отличались особым качеством продукции. Ширпотреб в сфере
искусства не нужен. Но как тогда быть с обеспечением школ?
Мои
собеседники пришли к выводу, что выход есть. Коль рояль, к примеру, не
национальный инструмент и специфических белорусских особенностей за
время существования борисовской фабрики пианино выработано не было, то
нужно искать, скажем, немецкую фирму с отличной мировой репутацией,
которая бы открыла свой филиал в нашей стране: с новыми рабочими местами
и фирменной продукцией, но меньшей по цене, чем если бы пришлось
импортировать. Ну а там, глядишь, СП начнет и само завоевывать рынки
сбыта еще дальше — на востоке.
Замечательная идея. Но проблема
на том не решится. Как быть с цимбалами? Мы тут фестивали проводим, а
сами остались без собственного производства народного инструмента! В
России аналогичных фабрик тоже нет. Но якобы на цимбалах играют в Китае,
Венгрии и Молдове. Может, будем там закупать — в ущерб национальной
гордости?
В Минкультуры смотрят глубже. Оказывается, экспорт,
может, и спасение, но китайский инструмент по звучанию не тот.
Какой–нибудь шанхайский мастер не передаст всех конструктивных
особенностей белорусских цимбал. Более того, у нас своих разновидностей
даже «неэтнического» баяна около десятка. Для музыканта эти тонкости
важны. Известно, что их приходится потом отлаживать на уже купленных
штампованных инструментах.
В общем, ни возобновлением своего
массового производства, ни экспортом «дыры» не залатаешь. Тадеуш
Стружецкий убежден, что нужно поддерживать отечественного производителя.
Но кого, коль все фабрики разбиты? А вот кого — частника. За последние
годы выросли кадры, которые своими руками могут сконструировать любой
инструмент — и гармонь, и цимбалы, и дуду–волынку. Умельцы, кстати, уже
давно работают не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Изделия
минских, гродненских, витебских мастеров пользуются спросом во всем
мире. «Купляюць беларускае». Потому что ручная работа наших
ремесленников всегда отличалась высоким качеством и низкой ценой.
Остается
самый главный вопрос: как обеспечить штучным товаром все музыкальные
школы, удовлетворить потребности массового потребителя?
На
базе Белгосуниверситета культуры и искусств собираются создать
лабораторию, которая бы объединила всех народных мастеров, а заодно
получила бы полномочия на выдачу сертификатов качества всем, кто
возьмется за изготовление народных инструментов. Соответственно, школы
получат возможность закупать нужный инвентарь у белорусских мастеров, за
рубли и по доступной цене. Думаю, многие ремесленники давно мечтают
легализовать свой кустарный бизнес.
Впрочем, нам нужны не
тысячи инструментов и сотни музыкальных школ, а исполнители, которые
будут востребованы — и не только на фольклорных праздниках раз в году,
но и на международной сцене. Музыка, как и спорт, в наше время двигает
страны вперед на международной арене порой быстрее нефти и газа.