Самый существенный вклад в мировой ВВП вносит туризм
Знаете, какая отрасль вносит самый весомый вклад в мировой ВВП? Велик
соблазн упомянуть тяжелую промышленность или финансовый сектор.
Конечно, если брать по весу, то тяжелая промышленность явно окажется в
лидерах, а с учетом того, что последние два года все не смолкая только и
говорят о кризисе, то у финансового сектора шансы тоже велики. Тем не
менее самый существенный вклад в мировой ВВП — 9,4% в 2009 г. — вносят
не они, а туризм.
Удивлены? Я тоже, но именно такая цифра
прозвучала на только что закрывшемся в Пекине Глобальном саммите по
туризму и путешествиям, который проводит Всемирный совет по туризму и
путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC). В смысле туризма
как бизнеса это самая престижная в мире организация. Те, кто в нее
входит, не только знают о путешествиях все, они определяют, как мы с
вами будем путешествовать в будущем — разнообразно, не очень дорого и с
комфортом. Председатель WTTC Жан–Клод Баумгартен так и говорит: «Мы те,
кто принимает решения». И напоминает о том, что путешествия и туризм
давно превратились из развлечения в серьезный бизнес, который в 2009
году обеспечил работой 235 млн. человек по всему миру.
Правда,
кризис во внушительные цифры внес изменения: в прошлом году отрасль
зафиксировала отрицательный рост в 4,8%. Больше всего падение экономики
затронуло развитые страны, а именно они — основной источник туристов. В
странах же развивающихся кризис оказался не таким глубоким, поэтому и
туристический рынок просел не так сильно. «Главная движущая сила
туризма, — уверен Жан–Клод Баумгартен, — это средний класс». В
развивающихся странах, и прежде всего в государствах БРИК (Бразилия,
Россия, Индия, Китай), средний класс растет быстро, а с ним
увеличивается и туристический потенциал. Поэтому сегодня профессионалы
турбизнеса смещают внимание с традиционных рынков — США и старой Европы,
которые в предыдущие десятилетия давали самое большое количество
путешественников, — на быстро растущие новые страны, жители которых
начали входить во вкус путешествий. Но эта тенденция требует новых
подходов от всего турбизнеса: популярность дорогих поездок и отелей
класса «люкс» падает, спрос на экономичные по цене, но хорошие по
качеству инфраструктуру и услуги растет. Ведь, согласитесь, зачастую
все, что нам нужно от отеля, — это чистая постель и горячая вода, потому
что, бегая по достопримечательностям, в гостиницах мы только ночуем:
зачем платить за это сумасшедшие деньги? Профессионалы турбизнеса эту
тенденцию уже уловили.
Глобальный саммит по туризму и путешествиям проходит ежегодно в
разных странах. Пекин принимал это престижное собрание профессионалов
впервые, но дебютантом себя чувствовал едва ли. «В отрасли туристической
экономики существуют неопределенности в связи с учащением стихийных
бедствий, вспышками инфекционных заболеваний и политической
нестабильностью в отдельных районах. Однако богатый туристическими
ресурсами Китай будет играть ключевую роль в стабилизации мирового рынка
туризма, — объясняет Жан–Клод Баумгартен причины, по каким WTTC выбрал
именно Пекин местом проведения своего юбилейного, десятого, саммита. —
Здесь самый большой рынок внутреннего туризма, в прошлом году 1,9 млрд.
человек путешествовали по стране». Понятно, что ввиду количества
населения это исключительно китайская особенность, и ни одна другая
страна в мире таким рынком похвастаться не сможет, сколько бы ни
вкладывала в инфраструктуру. И все же Всемирный совет по туризму и
путешествиям не перестает ставить Китай в пример другим странам (а
значит, и нам тоже): в начале этого года Премьер Госсовета КНР Вэнь
Цзябао заявил, что правительство считает туризм стратегической отраслью,
а потому готово вкладывать деньги (и немалые) в его развитие. Эти
расходы быстро окупятся: за 30 лет, прошедших с начала политики реформ и
открытости, когда китайцы получили возможность сначала свободно
передвигаться по своей стране, а потом выезжать за границу и принимать
иностранных гостей, туристическая отрасль демонстрировала невиданные
(даже для китайской экономики) темпы роста: около 20% ежегодно. В
прошлом году поступления от туризма составили около 200 млрд. долларов
США — 4% ВВП. Не мировые почти десять процентов, конечно, но тоже
внушительная цифра. Задача отрасли — приблизиться к мировому показателю.
Задача амбициозная, но вполне посильная.
Член Госсовета КНР
Лю Яньдун на открытии саммита заявила, что «ускорение развития туризма
должно стать важным способом изменения модели экономического роста и
обеспечения устойчивого социально–экономического развития». Оно и
понятно: индустрия эта окружающей среде практически не вредит,
стимулирует развитие смежных областей и значительно облегчает проблему
трудоустройства (в Китае в туристической и смежных отраслях сегодня
работают 76 млн. человек).
Как и во многих других сферах, в
туризме изобретать велосипед не нужно: другие это сделали десятилетия
назад. Китай, который как губка готов благодарно впитывать и применять
чужой опыт, именно за этим и пригласил к себе Глобальный саммит: чтобы
узнать рецепт успеха. Одно из направлений деятельности Всемирного совета
по туризму и путешествиям — анализ ситуации в сфере туризма в стране и
подготовка советов и предложений: что нужно сделать, чтобы ситуацию
изменить в лучшую сторону и превратить туристическую индустрию в
прибыльную сферу национальной экономики — иными словами, разработка
стратегии. Кстати, не так давно WTTC провел такую работу для Черногории.
Если пригласят, и белорусскую ситуацию изучат и предложения внесут.
«Все, что нужно для того, чтобы мы это сделали, — говорит Жан–Клод
Баумгартен, — приглашение, причем не от правительства страны, а от
управляющей туристической структуры. В Китае мы подписываем соглашение с
Пекинским управлением по туризму — думаю, буквально через несколько лет
он войдет в десятку самых популярных у туристов городов мира. Но для
этого, конечно, придется серьезно поработать». И перечисляет, что для
этого нужно Пекину в частности, да и всему китайскому туризму в целом.
Во–первых, система образования: «Должны быть специальные школы туризма,
где будут готовить и менеджеров, и персонал более низкого уровня — люди
из таких школ должны выходить с пониманием того, что они работают в
сфере обслуживания, и правильно к этому относиться. Они должны говорить
на иностранных языках, в первую очередь на английском. Да, китайский —
язык значительной части населения земного шара, но язык туризма —
английский. Я, например, француз, но говорю с вами по–английски, потому
что именно на этом языке говорят все».
Для того чтобы
облегчить доступ к передовому опыту, в Китае решили открыть свой
туристический рынок для иностранного капитала. Сегодня иностранные
туроператоры могут заниматься только въездным туризмом и организовывать
поездки по стране, но им запрещено, например, организовывать поездки
китайских граждан за рубеж. До сих пор местные компании, которые
работали на этом направлении, делали это практически в тепличных
условиях. Теперь им придется конкурировать с опытными и влиятельными
иностранными игроками: «Сначала для местных компаний, конечно, будет
трудно, но после 30 лет реформ они должны быть готовы к конкуренции», —
говорит Шао Цивэй, руководитель Китайского национального управления по
туризму. Вдохновленные потенциалом китайского рынка, 44 компании из 14
стран мира уже открыли здесь свои агентства и создали совместные
предприятия.
Главное, от чего предостерегают Китай и другие
страны, которые намерены активно развивать туризм (входим ли в их число и
мы с вами?), так это от переизбытка инфраструктуры. В пример приводят
Индонезию, ставшую неожиданно модной 15 лет назад. Там тогда очень много
всего построили и до сих пор разбираются с долгами и проблемами. С
такой же ситуацией столкнулся Пекин: к Олимпиаде здесь построили
множество отелей, а сейчас они заполняются едва наполовину. Так что
Минску в ожидании чемпионата мира по хоккею–2014 есть о чем подумать.
Китайский
туризм в цифрах
1.700 учебных заведений туристического
профиля.
Более 20 тыс. туристических агентств.
300 тыс.
гостиничных комплексов для туризма.
47,66 млн. китайцев побывали в
туристических поездках за границей в 2009 г. (первое место в Азии).
50,88
млн. человек: объем въездного туризма в 2009 г. (четвертое место в
мире).
76 млн.: количество китайцев, работающих в сфере туризма.
1.902
млрд. человек: объем внутреннего туризма в Китае в 2009 г.
Фото автора.
Сообщает нам СМИ Портала Беларусь Сегодня:
SB.BY