В
идеале на каждый государственный стимул бизнес должен откликаться
экономической отдачей. Одни инструменты срабатывают сразу, другие,
случается, становятся лишь прообразом действенного проекта. Главное
здесь правильно оценить недочеты. В том числе и об этом шла речь на днях
во время "круглого стола", за которым собрались представители
госструктур и предпринимательства.
Говорили об идее открыть
деловой торговый центр почти в самом центре Минска. По сути,
предпринимается вторая попытка создать площадку для рабочих контактов
производственных предприятий и торгового бизнеса. Первый опыт оставил
ряд вопросов. Немало надежд было связано с Минским оптовым рынком.
Предполагалось, что предприниматели будут приезжать сюда за белорусскими
товарами и развозить его по всем регионам страны и за ее пределы.
Однако не заладилось. Минусов обнаружилось несколько. Первое - склад
расположен на выселках. Второе - парадокс. Предприятиям, представляющим
свою продукцию, дали льготу. Символическую арендную плату - 1 евро. Но
минимальные издержки расслабили. На рынок начали свозить неликвид, не
нужный ни предприятию, ни бизнесу. Ну и третье - сама организация
работы. Вид помещений отнюдь не привлекал клиентов.
Это учли.
Теперь обещают сделать иначе. Деловой торговый центр разместится на
площадях ГО "Белресурсы". Территория - более трех гектаров в районе
аэропорта "Минск-1". Почти центр. А с учетом строительства "Минск-Сити" -
самый центр. Презентуя проект, заместитель генерального директора
объединения Юрий Смородский особо отметил наличие железнодорожных путей,
большую площадку для фур, создание на месте в ближайшем будущем пункта
таможенного оформления, строительство современных складов под любые
товары. Работает и электронная площадка Белорусской товарно-сырьевой
биржи. "Свое желание участвовать в проекте уже высказали "Белшина",
"Лакокраска", полоцкое "Стекловолокно", "Купалiнка", ряд других
предприятий, - перечислил заместитель генерального директора
"Белресурсов". - Мы будем отдавать предпочтение тем, кто не имеет своих
товаропроводящих сетей в Минске. Но, учитывая, что деловой торговый дом
не безразмерный, принцип такой - кто первый, тот успел".
Предпринимателям
идея нравится. Особенно тем, кто смог наладить бизнес, откликнувшись на
призыв подключиться к разгрузке складов. Предполагается, что на новой
площадке можно будет не только посмотреть, заказать, купить товар, но и
сразу отправить ближе к границе на любой из региональных складов
"Белресурсов". Например, в Орше, Витебске или Могилеве.
Что ж,
пока задумка выглядит весьма заманчиво. Говорили за "круглым столом" и о
том, куда везти товар. Не раз звучала мысль, что сельская местность -
"непаханое поле". 13 тысяч населенных пунктов по всей стране в лучшем
случае имеют сельмаг с крупами и макаронами. В худшем - автолавку два
раза в неделю с тем же набором. За непродовольственными товарами ездят,
как правило, в райцентр. Бизнес как будто готов доставить в деревни
модную недорогую одежду, косметику и парфюмерию, хозинвентарь, бытовую
технику... Словом, все, что будет пользоваться спросом. Но есть вопросы.
"Это классифицируется как развозная торговля, - обратила внимание
директор частного предприятия из Молодечно Татьяна Гордиеня. - А этот
вид деятельности лицензируется". На замечание сразу отреагировал
директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр
Лихачевский: "Мы этот узел развяжем. Проект нового документа о
лицензировании уже прошел согласование. Будут хорошие новости".
Однако
наиболее крепкий узел - это местное чиновничество. "В некоторых районах
проблем нет, - рассуждает председатель Белорусского союза
предпринимателей Александр Калинин. - В других - стена непонимания и
нежелания. Дают "бегунок" - и вперед по кабинетам по списку. Во всех
регионах разные правила. В Минской области уже даже бочку с квасом без
согласования с ГАИ нельзя поставить". Вывод - нужны единые для всей
страны правила.
Достаточно гостеприимно встречают наших
"ипэшников" в России. Белорусский товар здешний потребитель ценит. Но
ехать с баулами за плечами - это уже прошлый век. А выездные ярмарки
Торгово-промышленной палаты с потоком желающих принять в них участие
БелТПП уже не справляется. И это при двух-трех мероприятиях в месяц.
"Необходимо развивать это направление, - убежден председатель Минского
столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. -
Это самый лучший способ вхождения предпринимателя в экспортные потоки.
Ярмарки - это прямой путь к поиску партнеров".
Скажу
откровенно. Не все, кто хотел поучаствовать в экспорте белорусских
товаров, нашли свою "золотую жилу". Из 200 тысяч индивидуальных
предпринимателей этим делом занялось всего около 300 человек. О том, что
сдерживает, говорилось уже не раз. Нужна возможность брать наемных
работников в соседних странах. Ведь родню не повезешь туда стоять на
рынке или в торговом павильоне. Не очень внятны взаимоотношения между
производителем и коммерсантом. А еще предприниматели обращают внимание
на краткосрочность преференций для их деятельности. Они заканчиваются 1
июля. Деловые люди надеются на продление. Эта тема тоже обсуждается. И в
последнее время видно все больше примеров, когда на государственном
уровне принимаются решения по предложениям бизнеса. Не исключено, что
будет подготовлено и еще одно из них.