Деревня
Пересады Борисовского района уже более года именуется агрогородком.
Здесь отремонтированы школа и детский сад, есть магазин, почта,
фельдшерский пункт и даже асфальтированная дорога появилась.
Симпатичное здание комплексного приемного пункта - местного Дома быта -
зазывает вывеской с перечнем немалого комплекса услуг для сельчан:
парикмахерская, ремонт одежды, мебели, бытовой техники, ритуальные
услуги и т.д. Идиллическая, казалось бы, картинка. Живи да радуйся, все
самое необходимое под боком. Но это на первый взгляд. А присмотришься
поближе и к самому зданию, и к сфере социально-бытового обслуживания в
целом, решишь испытать ее блага на себе - вся идиллия в одночасье
развеивается: отремонтированное здание пустует или закрыто,
оборудование, на которое затрачены немалые деньги, простаивает или
неисправно.
Как показывают проверки госконтролем, такая
ситуация - беда многих агрогородков. Выходит, немалые государственные
деньги, вложенные в новенькие, отремонтированные центры
социально-бытового обслуживания, потрачены неэффективно. Почему так
происходит?
Дом есть
В упомянутых Пересадах
в комплексном пункте приема (сокращенно КПП) в разгар рабочего дня нас
встретила не приемщица, а записка на окне: "Ушла на почту".
-
Когда мы приезжали с проверкой неделю назад, тоже было закрыто, -
заметил начальник управления контроля потребительского рынка и сферы
услуг Комитета госконтроля Минской области Максим Шеко. - И даже
записки не было никакой. Кстати, подобная ситуация характерна для
многих КПП. Например, объезжая с проверкой Крупский район, мы не попали
ни в один пункт приема, везде закрыто. Похожая картина и в Узденском
районе. А потом мы удивляемся, что услуги не востребованы. Придет
сельчанин раз, два за пару километров по какой-нибудь надобности, а его
встречает замок на двери. В третий раз он хорошенько подумает, а стоит
ли зазря идти.
Вглядываясь в окошко, проверяющий обрадованно сообщает:
- Налицо прогресс: если в прошлый наш приезд - неделю назад - полки и вешалки пустовали, сейчас вижу, кое-какой товар появился.
И
через пять минут, когда хозяйка КПП отыскалась в своем собственном
доме, расположенном по соседству, мы уже вместе с ней рассматривали
товар: подушки, одеяла, постельное белье, скатерти, трикотаж.
-
Продаем все, что шьет предприятие "Борисовбытсервис", - рассказывает
приемщица Рита Грекович. - Но главное - оказываем одиннадцать видов
услуг. Три из них - парикмахерские, швейные и ритуальные -
предоставляем здесь, на месте. Кроме того, мы готовы принять у
населения сломанные часы, мебель, обувь, бытовую технику. Только чинить
их будут в городе, все на том же "Борисовбытсервисе". Допустим, нужно
человеку отремонтировать холодильник, он обращается ко мне, я оформляю
заказ, через некоторое время приезжает машина из города и забирает. А
спустя неделю-две отремонтированную вещь возвращают. По каждому виду
товара установлены свои сроки ремонта.
На словах все
замечательно и гладко, а на практике несколько иначе. На деле сельчане
не спешат нести в Дом быта сломавшиеся стиральные машинки, утюги,
пылесосы, диваны.
- Знаете, однажды я хотела починить
телевизор, а не вышло, отказали мне, - посетовала одна из жительниц
Пересад. - В нашем пункте приема объяснили, что какой-то детали нет.
Может, ее и вправду не было или просто браться за ремонт не захотели.
Только ведь поломанную вещь как-то довезти до приемного пункта надо.
Если что тяжелое, так сам и не донесешь, а за машину - плати. Мне
бывает проще мастера из города вызвать. Он сам приедет, тут же починит.
И быстро, и удобно.
Кроме того, из тех трех услуг, которые
согласно социальным стандартам всегда должны оказываться в агрогородке,
зачастую доступна лишь одна - "ритуалка" (так называют сельчане
ритуальные услуги). На покупку гроба, венков и лампад потребитель может
рассчитывать всегда. А вот, скажем, если нужно молнию в брюки вшить,
так в Пересадах и не удастся. Хоть в здании есть отдельное помещение со
швейной машинкой и прочим необходимым оборудованием, работать на нем
некому - швеи нет. Вот оборудование и простаивает.
- На
починку одежды я принимаю заказы и отправляю их потом в Борисов, а
парикмахер к нам приезжает два раза в месяц, - уточняет Рита Сергеевна
и тут же оговаривается: - Когда надо, он и чаще бывает. Кому стрижку
сделать, кому "химию", кому мелирование. Я всех желающих записываю,
потом заранее обзваниваю и оповещаю о дне его приезда.
Быта нет
Пожалуй,
действительно нет смысла в сельской местности, где клиентуры негусто,
работать парикмахеру каждый день. Непонятно другое: как так вышло, что
после дорогостоящего ремонта помещением, оборудованным под
парикмахерскую, полноценно пользоваться нельзя. Ведь из новенького
смесителя, сколько его ни крути, в белоснежный умывальник не упадет ни
капли воды. Ее в трубах попросту нет. Водопровод есть, а воды - увы. Не
подключили, так как пользоваться ею не разрешает санитарная служба. Так
что клиенткам моют голову по старинке - из чайника. Кстати, похожая
ситуация и в других районах.
- Например, при проверке
комплексного приемного пункта в деревне Лоша Узденского района
выяснилось, что отсутствуют вода и канализация, - замечает первый
заместитель председателя Комитета госконтроля Минской области Светлана
Соколовская. - Нет этих благ и на КПП в деревнях Могильное, Войково,
Литвяны, Озеро, Зеньковичи. Носят воду из соседнего здания и в деревне
Худовцы Крупского района.
Почему
все эти сложности с водой всплывают на поверхность, когда сделан ремонт
и потрачены огромные деньги? Неужели нельзя было предвидеть и
предусмотреть возможные проблемы заранее?
- Обидно, что в
социально-бытовой объект в Пересадах вложено около 70 миллионов рублей
и допущены такие промахи, - досадуют и контролеры. - Когда окупятся эти
вложения, непонятно. Выручка здесь в месяц 2 миллиона, а если вычесть
зарплату приемщицы и транспортные расходы - это убытки.
То,
что так называемый Дом быта работает в минус, не отрицает и директор
"Борисовбытсервис" Николай Чернявский. Из 28 КПП Борисовского района -
20 убыточных.
Почему? Некачественный сервис, промахи в работе приемщика?
-
Однозначно не ответишь. Чтобы издержки не превышали доходы, выручка
должна быть около 4 миллионов, а у нас вдвое меньше. Во многих
агрогородках жителей совсем мало, всего 300 или 500 человек. Когда
поблизости находится город, многим проще за необходимым съездить
туда... Особенность работы сотрудника КПП в том, что она должна не
сидеть на месте, а искать клиентов, предлагать им услуги. Зачастую 50
процентов успеха зависит от психологических навыков приемщицы. Кстати,
80 процентов выручки как раз приносит выездное обслуживание: подворный
обход и объезд. Ну и нельзя забывать, что соблюдение социальных
стандартов во многом обеспечивается господдержкой.
Никто и не
говорит, что КПП с их социальными стандартами в агрогородках - это
коммерческие проекты. Только, глядя на швейные мастерские без швей и
водопровод без воды, думаешь, что эти стандарты фактически работают не
для людей, а так, для галочки. Тем же формальным подходом, пожалуй,
объясняется и повсеместное наличие в комплексных приемных пунктах
мастерских по ремонту обуви с оборудованием, которое пригодно лишь для
починки солдатских сапог.
В
агрогородке Зембин Борисовского района, где мы тоже побывали, такое
оборудование уже четвертый год стоит никому не нужное, прямо с
этикетками. Никто ни разу им не пользовался. И это тоже далеко не
единственный пример.
Кстати, еще недавно ремонт обуви был
четвертой обязательной услугой, которая должна предоставляться жителям
агрогородков. Теперь ее исключили из этого перечня.
Возможно,
пришло время пересмотреть и подходы исполнения на местах других
стандартов бытового обслуживания. Если услуга не пользуется спросом,
зачем ее навязывать потребителям? Быть может, в тех или иных
агрогородках есть необходимость вводить принципиально новые формы
работы. Например, автосервис. Пора бы уже шагать дальше...
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В АГРОГОРОДКЕ:
Школа
Детский сад
ФАП
Баня
Комплексный приемный пункт по оказанию бытовых услуг
У меня дача в пересадах ,красивое место спокойное , но и правду говоря проблемы с водой достовляют уйму неудобств . на все лето хочется уехать с детьми ,оздоровиться на свежем воздухе , но првыкшим к городской жизни в колодец через три дома ходить не очень удобно!!! Скажите когда вопрос с водой будет закрыт ??? Почему в Пересадах у одних и батареи стоят , а другие летом от смаги загибаются???
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]