Только честно. Как долго в последний раз вы прождали сантехника? А
насколько часто в вашем подъезде моют полы? Уверен, эти вопросы вызовут у
многих шквал эмоций. Оно и понятно! Недавно эксперты из Белорусского
общества защиты потребителей провели анкетирование потребителей
коммунальных услуг. На вопросы ответили 557 человек разного возраста,
социального положения и достатка, проживающих в разных городах и
поселках — от Микашевичей до Верхнедвинска. Оказалось, что 97 процентов
опрошенных недовольны качеством ЖКУ. Тревожная цифра.
Сразу
оговорюсь. Проведенные исследования — это не социологические данные по
всей стране, а лишь некоторый срез, который выявил «горячие точки» в
системе ЖКХ. Вот некоторые из них.
В борьбе со злостными
неплательщиками нашим коммунальникам помогают новинки — украинские
системы «Спрут» и «Таракан», которые блокируют работу канализации. У
специалистов ЖКХ это последний аргумент. Но он, мягко говоря, спорный.
По словам заместителя председателя Белорусского общества защиты
потребителей Тамары Бельской, такие методы грубо противоречат
Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах,
где прописано право человека на адекватное количество воды,
соответствующей санитарным нормам, для личного использования и домашнего
хозяйства. Значит, что бы ни случилось, оставлять людей без воды
нельзя.
Неудобства почему–то вынуждены терпеть и соседи. В
одном из домов по ул. Карбышева в Минске коммунальные должники, в
канализацию которых запустил свои щупальца «спрут», выставляли помойные
ведра прямо в подъезд. Мне, например, было бы неприятно бежать по
лестнице или ждать лифта в таком окружении... Да, по закону вроде все
правильно, но кому предъявлять претензии? ЖЭСу, который поставил
заглушку, не подумав о неудобствах других жильцов? Или нерадивым
должникам? Вопрос, похоже, остается риторическим. К слову, ЖЭСы потоку
жалоб оказались даже рады. Мол, чем больше нареканий от соседей, тем
проще будет через суд выселить неплательщиков...
Следующая
проблемная точка. Капитальный ремонт. С одной стороны, эти слова
заставляют многих хвататься за валидол. Помню, как начались строительные
работы в сорокалетней «хрущевке», где живет моя бабушка. Ассоциативный
ряд: грязь, мусор, битая штукатурка, пронырливые рабочие, которые часто
только и думают, как вытянуть из жильцов дополнительную копейку, вечные
споры с прорабами... Отнимает много времени, денег и сил. Контролировать
приходилось каждый шаг. С другой, многие рассматривают тотальную
реконструкцию дома как панацею от многих бед. Ведь некоторые здания,
построенные лет 40 назад, уже находятся в аварийном состоянии. До
коммуникаций боишься лишний раз дотронуться — они давно прогнили, на
стареньком лифте, кажется, намертво приклеена табличка «Не работает», а
проводка в тамбуре коротит — не дай Бог возникнет пожар. Однако жилищные
организации начинать капитальный ремонт, бывает, не спешат. Популярное
оправдание — денег нет, поскольку коммунальные платежи перечисляют
далеко не все. Ну а что делать тем, кто исправно вносит необходимые
отчисления? Почему и они должны страдать? Не пойму. Принцип «один за
всех и все за одного» тут не подходит.
Что думают обо всем
этом в Министерстве жилищно–коммунального хозяйства? Заместитель
министра Николай Липень уточнил: цифра 97 процентов его настораживает.
Хотя собеседник не отрицает, что проблем в отрасли хватает. Об этом
свидетельствует и мониторинг работы местной власти с обращениями
граждан, проводимый Администрацией Президента. Едва ли не каждая вторая
жалоба — на жилищно–коммунальное хозяйство. В Минжилкомхозе обещают:
многие вопросы вскоре будут решены. Например, за ближайшие пять лет
объемы капитального ремонта вырастут в 2 раза.
Очень хочется надеяться, что претензии к коммунальным службам сократятся как минимум во столько же.