Полчаса на электричке или маршрутке — и вы в Смолевичах. Сейчас это
обычный райцентр — такой же, как и остальные города Минской области. Но
уже через два года он, по словам архитекторов, станет чуть ли не одним
из автономных районов Минска. В стране начата реализация программы по
строительству городов–спутников. Всего по плану их будет девять. Помимо
Смолевичей, это Фаниполь, Дзержинск, Столбцы, Узда, Руденск, Жодино,
Заславль и Логойск. Туда же планируют перенести некоторые минские
предприятия.
Буквально через несколько недель начнется
строительство первого, экспериментального города–спутника в Смолевичах и
Смолевичском районе. Кое–какие соображения у архитекторов уже есть. Тут
появится многоэтажный жилой район на 10 тысяч человек. Если учесть, что
здесь проживает всего около 19 тысяч — населения прибавится наполовину.
Но как обеспечить такое количество людей всем необходимым?
—
Жизнь в городе–спутнике будет такой же комфортной, как и в Минске, —
заверил меня начальник управления градостроительства комитета
архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Сергей Козловский. —
Здесь появится вся необходимая инфраструктура: новые детские сады,
школы, магазины, парикмахерские и спортивно–оздоровительные комплексы.
Кстати,
параллельно проектируется коттеджная застройка в Смолевичском районе:
там квадратные метры обретут около 14 тысяч человек. За счет минского и
республиканского бюджетов построят необходимые коммуникации, объекты
бытового обслуживания, а потом передадут земельные участки минчанам,
которые уже который год ждут своей очереди на квартиру. Обещают, что им
дадут льготные кредиты на строительство.
Цены на квартиры, по
предварительным расчетам, не будут отличаться от минских. Впрочем,
многое зависит от проекта застройки. Возведут панельные дома — выйдет
дешевле, кирпичные — значит, дороже. Но кто согласится ехать за тридцать — сорок километров от Минска, если и в самом городе можно купить квартиру по той же цене?
—
Поедут! — надеются в комитете архитектуры и градостроительства
Мингорисполкома. — Была бы работа! А ею уж точно сможем обеспечить.
Часть новоселов устроим в детсады, магазины, школы. Еще часть получит
рабочие места на заводах, которые планируем перенести сюда из Минска.
Какие
именно производства переедут в Смолевичи — вопрос пока остается
открытым. А поскольку далеко не все будущие жители города–спутника
воспитатели, учителя или рабочие, многим все равно придется каждый день
ездить в Минск. На чем?
— Мы будем расширять и транспортную
сеть, — раскрывает планы Сергей Козловский. — Транспортное сообщение с
Минском и сейчас хорошее: курсируют маршрутки и электрички. Но их станет
намного больше.
Смолевичи — это своего рода «опытная
площадка», все недостатки которой будут учитываться при проектировании
других городов–спутников. Кстати, а что планируется там? Навскидку
обзвонила несколько райисполкомов, ответ везде услышала одинаковый:
«Статус
городов–спутников мы получим лет этак через пять–шесть — не раньше. Так
что пока говорить, где построят новую школу, какие именно предприятия у
нас «пропишутся», пока рановато. Но, по сути, мы и так уже «спутники».
Разница лишь в том, что сейчас наши жители работают в Минске, а через
какое–то время уже минчане поедут к нам, ведь здесь будет и
производство, и соответствующие условия для жизни. Надеемся, не хуже,
чем в столице».
Пока известно, что Смолевичи, Столбцы, Узда и
Руденск получат статус агропромышленных центров Минской области,
Фаниполь, Жодино и Дзержинск — промышленных, а вот Заславль и Логойск
останутся туристско–рекреационными.
Справка «СБ»
Строительство
городов–спутников, считают специалисты, поможет разгрузить
перенаселенный мегаполис. Население города до 2030 года не должно
превышать двух миллионов человек. Только за последнее десятилетие
количество жителей в Минске увеличилось на 146 тысяч, а темпы прироста —
15 тысяч человек в год, что в два раза выше нормы.