Когда вы в последний раз пили хорошее вино? То, которое не
употребляют гранеными стаканами и не хлещут с горла, которое не бьет в
висок алкогольным дурманом и не оставляет горького послевкусия —
чувства, будто тебя надули? Предположу, что во время заграничного
отпуска. Где–нибудь в старом Несебре или прогуливаясь по Барселоне, или в
долине Луары. Там в каждом бокале и солнце, и ветер, и история, и
традиции. Повезло, в общем, этим европейцам. Вино для них — праздник,
источник жизни и вдохновения. И в винном букете они разбираются, и
модное слово «терруар» (кто не знает — природные факторы, влияющие на
тип вина) от прозаического тротуара отличить в состоянии. И в истине,
выходит, понимают больше нашего. Хотя кое в чем мы их все–таки
перещеголяли.
Недавно в глухой деревеньке Борисовского района,
которая спряталась от цивилизации за лесами и лугами, я заехал в
магазин. Без четверти девять — уже очередь. Все дамы — без возраста,
растрепанные. Руки трясутся, глаза бегают — только бы побыстрее
открылась дверь, только бы побыстрее. Стояли сельские жители, как им
казалось, за истиной. Им она чудилась в «Утренней росе».
Когда
их обслужили, я поговорил с продавщицей. Меня интересовала статистика.
Смахнув слезу, работница торговли призналась: за день планирует продать
бутылок двадцать. Учитывая, что деревенька небольшая, умирающая,
заплакать захотелось и мне. Видели ли вы где–нибудь, чтобы вино, пускай и
не виноградное, а плодово–ягодное, вызывало столь богатую гамму чувств?
Такой вот терруар...
Официальная статистика, впрочем,
оставляет надежду, что когда–нибудь в букете появятся новые краски.
Ежегодно выпуск плодово–ягодных вин должен сокращаться на 10 процентов.
Взамен производителей ориентируют на развитие вторичного виноделия.
Виноград, как известно, в промышленных масштабах у нас не выращивают.
Остается покупать за рубежом виноматериал и после разливать на
собственных производствах. Объемы уже начали расти. На полках в крупных
минских магазинах можно увидеть несколько десятков различных марок,
представляющих весьма обширную географию. И пусть скептик будет биться
головой о стену, утверждая, что бутилированное у нас вино не чета
западному, лучисто–искристому, шаг по направлению к качеству все же
сделан.
На днях мне довелось побывать на презентации на
Минском заводе виноградных вин. Здесь бутилировали и запустили в продажу
50.000 бутылок легендарных вин из Бордо. Такого у нас еще не было! Сам
факт, что Дом Ривьер, один из старейших винных торговых домов Франции,
обратил внимание на нашу страну, говорит о многом. И пусть пока не ясно,
будет ли пользоваться новинка популярностью, расхватают ли «Шато» с
прилавков, производитель, думается, все делает правильно. Выпуская вино
на условиях франчайзинга, много не заработаешь, но имидж свой поднять
можно.
Еще — внести лепту в популяризацию такой загадочной
пока для белорусов субстанции, как культура пития. Не зря ведь во всем
мире говорят, что лучший способ бороться с алкоголизацией населения —
приучать людей к хорошему, качественному вину. Раз уж с продвижением
культуры трезвости пока не получается, быть может, именно в этом наш
шанс? Пока же в структуре потребления алкоголя виноградное вино занимает
скромные проценты. Предпочитают, кстати, в основном полусладкие сорта.
Пользуются спросом кагоры. А вот сухая «классика» пока востребована не
очень. Причин тут немало: пивное лобби, водочная культура, «крыжачковые»
традиции, фактор кошелька... Однако процесс, как говорят эксперты,
пусть медленно, но идет: воспитание вином — дело неторопливое. В будущем
оно обязательно принесет результат. И общий алкогольный «градус» страны
обязательно снизится.
...И все же: когда вы в последний раз
пили хорошее вино? Я — на днях. То самое «Шато». Пускай Францией на меня
не дохнуло — непросто ведь научиться не просто пить, а ощущать, — но к
истине, чувствую, я стал немножко ближе.