Когда
водитель садится за руль автомобиля, то его беспокоит не только
техническое состояние машины и качество дорожного покрытия. Хочется
еще, чтобы поездка была комфортной. Для этого в пути нужен нормальный
отдых, особенно если за баранку предстоит держаться сутками. Кафе,
кемпинги, мотели, магазины... Однако придорожный сервис по–прежнему
развит слабо. И хотя только в Гродненской области, где пролегает 2.120
километров дорог республиканского значения, числится 180 объектов этой
инфраструктуры, их явно недостаточно. Тем более что не всегда они
удобны и современны.
Чтобы увидеть воочию нынешнее состояние
придорожного сервиса, я выехал на главную магистраль области — М6,
соединяющую Гродно и Минск. На десятом километре от города сделал
первую остановку у двухэтажного здания. Лет пять назад в нем размещался
стационарный пункт ГАИ, потом его закрыли. С тех пор почти новое здание
пустует. А ведь его можно приспособить и под закусочную, и под
небольшую гостиницу. Рядом со зданием стоит щит, на нем — красноречивая
надпись: «Здесь может быть построен ваш объект придорожного сервиса».
Позже узнал, что это — инициатива предприятия «Гродноавтодор». Клюнет
ли инвестор на такую приманку? Покажет время.
А я держу путь
дальше. Мелькают километры, а остановиться и передохнуть негде.
Недалеко от города Скиделя увидел площадку. Там стояли четыре фуры с
польскими номерами. С водителем одной из них, Мареком, разговорились.
Он из Варшавы, везет груз в Москву. На отдых по привычке остановился
здесь. На мой вопрос, удалось ли отдохнуть, Марек развел руками:
«Поспал в кабине машины, но помыться, съесть что–нибудь горячее тут
негде. И привыкнуть к этому никак не могу, хотя езжу по этой дороге не
первый год».
Водитель
также рассказал, что по Беларуси старается делать мало остановок.
Дороги от границы до границы — хорошие: только нажимай на педаль газа.
На то же, что через каждые 4,5 часа, согласно нормам, нужно делать
остановки, а продолжительность отдыха в сутки не может быть меньше 11
часов, перевозчики редко обращают внимание. Правда, такая вольность для
иностранных «дальнобойщиков» — временная. Они сейчас пользуются тем,
что у нас в отличие от стран Евросоюза еще не налажена проверка
цифровых тахографов — прибора, который ведет учет времени за рулем
машины.
Но долго это продолжаться не может. Значит,
зарубежные фуры скоро должны будут останавливаться на белорусских
дорогах намного чаще. Вот только небольшую площадку вряд ли можно
считать местом для нормального отдыха. К тому же многие из них
находятся в неудовлетворительном состоянии, что показала проверка
Комитетом госконтроля. Беседки, навесы и скамейки часто разломаны,
освещение отсутствует, туалеты, если есть, находятся в неприглядном
виде. Такой вывод сотрудники КГК сделали почти год назад. Но и сегодня,
я убедился в этом, придорожные площадки лучше не стали...
Чем
дальше двигался по трассе Гродно — Минск, тем реже встречал места для
отдыха, для ремонта машины. Не увидел ни одного медицинского пункта,
хотя надобность в таком объекте на оживленной магистрали есть,
зарубежный опыт это подтверждает. На перекрестке возле Щучина с
удивлением обнаружил, что снесли кафе. Оно всегда пользовалось спросом.
Была только одна проблема — негде было поставить машину. Сейчас здесь
делают двухуровневую развязку, а новое кафе построят в нескольких
сотнях метров от старого. Не забыли бы про стоянку...
Только
когда на спидометре моего автомобиля отмоталась первая сотня
километров, увидел, наконец, у дороги кафе и гостиницу. И... был
приятно удивлен. Здесь, у деревни Цыборы, раньше стояли невзрачного
вида сельский магазин и закусочная, в меню которой было всего 2 — 3
невкусных блюда. Ни умывальника, ни туалета... Теперь от старого здания
осталась лишь часть стен, а «начинка» — вся новая. Заведующая
комплексом «Гостиный двор» Наталья Хвойницкая на отсутствие гостей не
жалуется:
— Еще не прошло и трех месяцев, как мы открылись
после ремонта, а желающих у нас отдохнуть много. Клиенты есть круглые
сутки. Останавливаются не только грузовики, но и автобусы, легковые
авто. Многие заранее бронируют места.
«Гостиный двор»
построило Лидское райпо, вложив почти 2 миллиарда рублей. Деньги скоро
окупятся, ведь набор услуг здесь широкий. В гостинице с хорошей мебелью
— 14 мест, в кафе — 36. Есть еще крытая летняя площадка. Рядом со
зданием — охраняемая стоянка. Для водителей удобно и то, что здесь за
небольшую плату можно принять душ, даже если нет желания жить в
гостинице. Наталья Хвойницкая обещает, что скоро будет и интернет.
Водители, не сомневаюсь, это оценят.
За Лидой — похожая
ситуация с придорожным сервисом. Даже необустроенные небольшие площадки
встречаются редко. И только на перекрестке возле Ивья можно сходить в
кафе, отдохнуть в гостинице. Если, конечно, хватит мест. Из–за
недостатка подобных объектов там часто очереди.
На обратном
пути остановился у места, где мог быть современный комплекс придорожных
услуг. Инвестор намеревался вложить в него 400 тысяч долларов и уже
подготовил для этого немало документов, потратил уйму времени. Но один
областной чиновник в последний момент зарубил проект «в силу
нецелесообразности»...
Кстати
На однократную
уборку придорожных территорий вдоль 2.120 километров автомобильных
дорог Гродненской области необходимо 75 миллионов рублей, а на
оборудование одного отапливаемого туалета с канализацией и водопроводом
— около 250 миллионов. Денег на эти нужды у дорожников нет.
Комментарий
Исполняющий
обязанности директора представительства Белорусской ассоциации
международных автомобильных перевозчиков в Гродно Виктор Карпович:
—
Придорожный сервис у нас развит очень слабо, и пока не видно ощутимых
сдвигов в лучшую сторону. Хотя есть немало желающих, готовых вложить
деньги в инфраструктуру. Чаще всего потенциального инвестора отпугивает
бюрократическая волокита, из–за которой рушатся многие планы. К тому же
землю не только не дают купить, но и не отдают ее в долгосрочную
аренду. Думаю, что надо продавать готовые согласованные проекты. Это
значительно ускорило бы строительство новых объектов придорожного
сервиса.