Как–то
под настроение на одном дыхании выплеснулись вот эти строки: «Есть
особое очарование в маленьких городках. У каждого свое неповторимое
лицо. Своя судьба и своя легенда. Корни одних уходят в седое прошлое.
Другие — ближе к сегодняшнему дню. Но запоминаются эти городки, пожалуй,
не так своей историей, как ладом жизни. Органичной связью с живой
природой, которой — увы! — никогда не знать большим городам. Здесь
городские дома (а их, как правило, не так уж и много) прекрасно
соседствуют с традиционными крестьянскими. Здесь буйно зеленеют огороды,
благоухая клубникой, смородиной, огурцами да укропом. Зреют вишни,
яблоки и груши. А шагнешь за огороды — волнуется рожь. Шумит речушка или
блестит под солнцем озерное серебро. Пройдешь еще немного — лес
встретит прохладой. И станет на душе легко и просторно...
Здесь
не дымят заводские трубы. Не выбивают искры из проводов трамваи. И
давным–давно не слышно рабочего гудка. А сколько воспоминаний будит этот
умолкший гудок! Гудок моего детства... Помните?
Он звал
меня издалека,
Когда порой бывало туго.
И
голос этого гудка
Я узнавал, как голос друга...
Коссовский
деревообрабатывающий комбинат в ту пору был маленький, а вот мощности
его гудка мог позавидовать любой промышленный гигант. По крайней мере,
на добрый десяток километров окрест разносился его голос — звал на
работу. По гудку в сельских хатах хозяйки сверяли ходики. А многие, как
поется в песне, и свои судьбы...
Поначалу
комбинат выпускал примитивную с точки зрения современного человека, но
такую нужную в годы послевоенной разрухи продукцию. Как сейчас вижу:
медленно ползет по шоссейке длинный–предлинный обоз телег красного
цвета. Тащил их обычно за собой, попыхивая березовым дымком, грузовик с
газогенераторной установкой. Мне, босоногому пацану, ничего не стоило
догнать обоз, пристроиться на задней телеге и прокатиться
километр–другой. Пройдут годы, и на базе промкомбината возникнет целое
мебельное объединение.
«Городок провинциальный, летняя
жара...» Есть, есть своя прелесть в этих маленьких провинциальных
городках. Таких, как Коссово в Ивацевичском районе, на Брестчине. В
нашей стране это самый маленький город...»
Однако и в
маленьких городках живут знаменитые люди. О Сергее Адамовиче
Филипповиче, живой легенде города Коссово, и будет мой рассказ.
Сергей
Филиппович по своему характеру — прирожденный лидер. Это у него в
крови. Он верховодил не только своими сверстниками, но и ребятами
постарше. Подчинялись ему безоговорочно. Дерзость, отвага, верность
слову всегда ценились среди пацанов. Сергею верили. И когда он предложил
своим друзьям поступить на курсы механизаторов в Ивацевичи, десять из
них пошли за ним не раздумывая. А было это в 1949 году. Сергея по
достоинству оценили на курсах и отправили в Хойники учиться на
комбайнера.
Достался Филипповичу комбайн СК–4. Единственный на
Коссовскую зону. На плечи 18–летнего парня легли такие нагрузки, что не
каждый закаленный жизнью мужик мог выдюжить. Вставал Сергей в 5 утра и
раньше 12 ночи не ложился. Колхозы только создавались. Вместо полей —
загоны 6 — 15 метров шириной. Попробуй тут развернуться: куда ни кинь —
всюду клин. А Сергей Филиппович два сезона подряд убирал больше всех в
районе. 180 гектаров в те времена считались очень высоким показателем. О
намолотах же говорить не приходилось: 6 — 8 центнеров с гектара — это
предел.
Комсомольца Филипповича направили в Брест на совещание
передовиков сельского хозяйства. Проходило оно в областном драмтеатре.
Был Сергей и в числе выступающих. Когда глянул в зал — в глазах
потемнело. Но справился с волнением и произнес вполне достойную речь.
Отвага,
удаль, азарт и огромное желание осуществить то, что другим не по силам,
делали Сергея Филипповича непохожим на своих сверстников. Но никогда в
нем не заявляла о себе спесь, не ставила непосильные задачи
амбициозность, и вкус удачи не притуплял желание не останавливаться на
достигнутом. Свою жизнь он набело писал в чистовик. Не надеясь потом
что–то переписать или дополнить.
Служил Сергей Филиппович на
Тихоокеанском флоте. 28 суток шел их состав к берегам великого океана.
Вот когда Филиппович ощутил колоссальные просторы и величие своей
Родины. И запомнил это на всю жизнь.
Из молодого пополнения
контр–адмирал Клименский делал отбор для роты почетного караула
командующего флотом. На сильного, рослого, с мужественным, открытым
лицом парня адмирал сразу положил глаз. Не смутило его и то, что из
отобранных матросов Филиппович единственный имел семилетнее образование.
У остальных же было среднее и высшее.
Под палящими лучами
солнца гоняли их на стадионе по 6 часов. Тельняшки и форменки,
пропитанные потом, как жесть. А воля и характер крепли.
В 1955
году старшина I статьи Сергей Филиппович отслужил на флоте и вернулся в
Коссово. Дома ждала его юная, хрупкая и бесконечно любимая жена Жанна.
Учительница русского языка и литературы. А женился Сергей Адамович в
1954 году, когда был в длительном отпуске.
Устроился Сергей
Филиппович в райпромкомбинат. Получил ЗиС–5. Но работал он на нем так,
что бывалые шоферы лишь разводили руками. По разбитой гравийке из
Коссово в Ивацевичи обычно в день делали 2 рейса. А Филиппович — четыре.
Вымотавшись за день, вечером шел на занятия в школу. Сил хватало на
все.
Руководил тогда райпромкомбинатом Сергей Федорович
Арсеньев. Опытный человек, он внимательно присматривался к молодому
водителю. Неожиданно директор дает ему поручение организовать доставку
локомобиля из Глубокого. А весит эта громадина около 200 тонн. Получил
Сергей Адамович 300 рублей командировочных и отправился с механиком на
Витебщину. Механик проверил комплектацию. А водитель Филиппович занялся
организацией отправки. Пришлось ему побывать и в Витебске, и в Минске,
чтобы оформить необходимые документы. Добыть для погрузки специальный
кран. На все это понадобилось две недели. А в кармане–то всего лишь 300
рублей! Но где бы ни появлялся этот видный, красивый парень в матросском
бушлате и форменке, из–под которой выглядывала тельняшка, все решалось
будто само по себе. От него буквально исходили волны обаяния,
искренности, веры в необходимость дела, которым он занимался. И ему шли
навстречу.
Локомобиль прибыл на станцию Нехачево (это в 15
километрах от Коссово). И его доставкой занимался кто–то из управленцев.
Так вот, чтобы локомобиль оказался в Коссово, он потратил 600 рублей.
Против 300, которые были у Филипповича. Маленький штришок, а говорит о
многом. Филиппович, как никто другой, умел считать казенные деньги и
знал, как ими распорядиться.
После удачной операции с
локомобилем Арсеньев назначил Филипповича диспетчером райпромкомбината. А
в 1961 году Сергей Адамович Филиппович стал его директором. При нем
комбинат будет называться ДОКом, а потом — мебельным объединением,
акционерным обществом. В этом же году Сергей Адамович поступит на
заочное отделение в Белорусский институт народного хозяйства.
...Цех,
где выпускалась крашеная мебель, был сплошь загроможден кабинами.
Насчитывалось их штук 60. И в каждой такой будке мастер собирал шкаф от
начала и до конца. Кабины убрали. Создали линию, где мастер выполнял
только одну операцию. Производительность труда резко возросла.
Но
вот случился перебой с зеркалами. А мебели произвели 16 вагонов. Стоят
эти несчастные шкафы в цеху — пройти невозможно. И как на беду приезжает
в Коссово руководитель областного управления местной промышленности.
Зашел в цех, глянул на все и лишь головой покачал. Через десять дней он
опять наведался в Коссово. И был ошеломлен, не увидев в цеху ни одного
шкафа. За неделю с небольшим успели и зеркала добыть, и отправить мебель
потребителю. «Я всегда знал, Сергей: ты на своем месте. И верил, что
справишься с любой задачей», — прочувственно скажет областной
руководитель и крепко пожмет директору руку.
С 1965 по 1995
год производство мебели выросло в 16 раз. Мягкая мебель расходилась по
всему Советскому Союзу: Петропавловск, Ташкент, Целиноград, Ашхабад,
Калининград, Киев и десятки других адресов. Появилась сверхприбыль,
которая была направлена на строительство жилья.
Первый
кирпичный дом на 12 квартир был построен своими силами в 1965 году.
Через два года — уже на 16 квартир. И так почти каждый год. Приобрели
строительную технику — одна за другой выросли пятиэтажки. А всего было
построено 420 квартир и два общежития. И стало Коссово настоящим
городом.
— Людям свойственно свои неудачи списывать на время и
обстоятельства. Дескать, они во всем виноваты. Не время надо винить, а
свою несостоятельность. Для добра время всегда одно и то же. Ведь для
этого и создан человек. Я делал людям добро — и это главное оправдание
моей жизни. В Коссово нет места, которого не коснулись бы мои руки. И не
согрело бы мое сердце. Этим я и живу.
Вот такими словами
закончил беседу со мной почетный гражданин города Коссово Сергей
Адамович Филиппович. 39 лет руководил он комбинатом. За доблестный труд
награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы
народов. Одна из улиц этого славного городка носит его имя. При жизни.